Университет XXI века: научное измерение
Педагогика и психология образования 165 М. Д. Панкова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА СИСТЕМАТИЗАЦИИ И АНАЛИЗА ПУБЛИКАЦИЙ ЖУРНАЛА «ПЕДАГОГИКА» О ПРОБЛЕМАХ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ Аннотация. В данной статье рассматривается возможность систематизации и анализа статей о проблемах подготовки учителя на основе выявленной структуры профессиональной подготовки педагога в вузе. Ключевые слова: структура профессиональной подготовки, систематизация, проблемы профессиональной подготовки. В настоящее время в связи с расширением функций и обязанностей учите- ля, что обусловлено утверждением нового профессионального стандарта «Пе- дагог», меняется характер профессиональной подготовки педагога. Профессиональный стандарт зафиксировал расширение компетенций и по- явление новых видов педагогической деятельности современного учителя. Как отмечают исследователи, для реализации образовательной программы в соот- ветствии с требованиями ФГОС каждый учитель должен будет обладать зна- ниями в сфере возрастной психологии, уметь работать с группой, где есть дети с особыми образовательными потребностями: девиантные или очень одарен- ные, дети мигрантов, дети с инклюзией, чтобы найти индивидуальный подход к каждому ребенку [5]. Таким образом, возникает новая задача: готовить будущих учителей в вузе не только в соответствии с требованиями ФГОС ВО, но и учитывая положения профессионального стандарта, в котором определены основные трудовые функции и компетенции современного педагога. Для совершенствования подготовки будущего учителя, важен анализ ди- намики развития педагогического образования у нас и за рубежом. Одним из элементов такого анализа является изучение материалов по проблема педагоги- ческого образования, опубликованных на страницах ведущего научно- педагогического периодического издания России – журнала «Педагогика». Мы полагаем, что основу изучения публикаций о проблемах подготовки учителя на страницах журнала «Педагогика» можно вывести из анализа содер- жания профессионального стандарта «Педагог», так как именно на его страни- цах зафиксированы трудовые функции учителя: обучение, воспитательная дея- тельность, развивающая деятельность, педагогическая деятельность по проек- тированию и реализации основных общеобразовательных программ. Описаны основные трудовые действия, необходимые умения и знания для их успешного осуществления [6]. Расширение и уточнение вышеперечисленных педагогиче- ских функций имеется в ФГОС ВО направления подготовки «Педагогическое
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=