Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 164 их контактов, новый стиль взаимодействия: от совместной выработки образова- тельных задач – до совместного анализа достигнутого результата. С позиций реализации идеи опережающего образования чрезвычайно акту- альной становится прогностическая функция, связанная с разработкой перспек- тив личностного роста учащихся, помощи им в понимании своих сильных сто- рон, талантов, наклонностей, осознании своего призвания и в развитии качеств, знаний, умений, необходимых для реализации мечты. Работа «на опережение» заключается также в формировании у школьников самостоятельности в воспита- нии у них потребности в саморазвитии и самообразовании. Целенаправленная работа учителя по развитию познавательной сферы, мотивации учения тесно связана также с реализацией идеи непрерывного образования. Темп современной цивилизации, наращивание культурного слоя, прорыв в мире техники и техноло- гий диктуют необходимость формулы «образование через всю жизнь». Совер- шенно очевидно, что построение такой системы образования повлечет за собой перестройку педагогической деятельности, поскольку в подобной ситуации важ- но не только сформировать знания, а научить детей самостоятельно добывать их, перерабатывая информацию; необходимо не только отработать учебные умения, а подготовить школьников к активной познавательной деятельности. Деятель- ность учителя должна выстраиваться не по типу «транслирующей», а по типу рефлексивного управления другой деятельностью, что в бóльшей степени соот- ветствует ее природе как мета-деятельности. В ее структуре активизируются действия по самосовершенствованию профессионального мастерства, поскольку идея непрерывности распространяется и на профессиональное образование. Таким образом, в системе педагогической деятельности в настоящее время происходят глубинные преобразования, затрагивающие самые существенные ее составляющие – ценностные основы, содержательную и процессуальную сторо- ны, личность самого учителя, как субъекта этой деятельности. В этой ситуации профессиональное самоопределение педагога предполагает расширение образа профессионала, усложнение самоанализа принятия себя как профессионала. Литература 1. Болотов, В. А. Педагогическое образование в России в условиях соци- альных перемен: принципы, технологии, управление: Моногр. / В. А. Болотов.– Волгоград: Перемена, 2001. 2. Корнетов, Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы / Г. Б. Корнетов.– М., 1993. 3. Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин.– М., 1973. 4. Сенько, Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования / Ю. В. Сенько.– М., 2000. 5. Аверьянов, А. Н. Системное познание мира: Методологические пробле- мы / А. Н. Аверьянов.– М., 1986. 6. Новиков, А. М. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы на- следия, векторы развития / А. М. Новиков.– М., 2000.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=