Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 163 1. Идея гуманизации образования как принципиальный поворот от его тех- нократической цели (обеспечения производства кадрами) к гуманистическим целям (создание условий для самореализации личности). 2. Идея демократизации образования как переход от жесткой централизо- ванной и единообразной организации обучения и воспитания к созданию усло- вий для наиболее полного раскрытия возможностей и способностей ученика, студента, педагога. 3. Идея опережающего образования, когда уровень общего и профессио- нального образования людей, уровень их личностного развития опережает и определяет уровень развития технологий, производства. То есть образование – первично, потребности производства – вторичны. 4. Идея непрерывного образования как переход от модели «образования на всю жизнь» к модели «образования через всю жизнь». Практическое воплощение перечисленных идей определяет и основные направления, в которых происходит развитие профессиональной деятельности учителя сегодня, поскольку «в изменяющейся среде невозможно длительное существование неизменной системы: любое изменение, как бы медленно и не- заметно оно ни протекало, неизбежно приводит к качественному преобразова- нию системы» [5, с 204.]. Попытаемся выделить те особенности педагогической деятельности, кото- рые она приобретает, и которые формируют критериальную основу для про- фессионального самоопределения учителя. В ситуации, когда ученик перестает быть «сосудом», который нужно за- полнить социальным опытом, учитель сталкивается с необходимостью поиска возможностей соединения процесса формирования знаний у учащихся с про- цессом развития их потребностей, системы ценностных ориентаций, с поиском средств создания условий для самовыражения личности. Это существенно ме- няет операциональный состав деятельности учителя, в котором в число наибо- лее актуальных входят действия по изучению особенностей и различий детей; по выявлению динамики овладения ими учебной деятельностью; установлению причин учебных и личностных неудач; по оценке эффективности используемых педагогических средств; по формированию комфортной для ребенка атмосферы доверия, защищенности, сохраняющей психическое и физическое здоровье школьников. Существенные изменения в педагогической деятельности детерминирова- ны идеей демократизации образования. Демократизация педагогической дея- тельности – это и готовность педагога к проявлению свободомыслия учащихся, терпимость к их взглядам и позициям. Коренным образом должна будет изме- ниться позиция самого учителя и главным в этом изменении должен стать отказ от унифицированного подхода к детям. Поиск индивидуализированных, персо- нифицированных вариантов взаимодействия должно стать основой деятельно- сти учителя. Педагогическая деятельность должна стать деятельностью сотруд- ничества. Речь идет об установлении отношений взаимопонимания, довери- тельности, взаимной требовательности учителя и ученика. А это новый стиль

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=