Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 162 и делают ее видом духовного производства человека. Ю. В. Сенько, исследуя со- стояние современного образования, приходит к выводу о его дегуманизации, за которой стоят различные типы отчуждения: учащегося – от учителя, учителя – от профессиональных задач и устремлений. [4] Завершая анализ функционирования системы педагогической деятельности, можно резюмировать. В системе совре- менного образовательного процесса педагогическая деятельность претерпевает серьезные изменения: происходит переоценка ее смыслов и целей, усложняются ее функции и технологии, совершенствуются средства, по-новому оценивается ее результативность. В этом проявляется адаптивная активность системы. Адаптирующая активность системы педагогической деятельности имеет по преимуществу деконструктивный, девиационный (отклоняющийся от заданно- го направления) характер. Это выражается в консервации инновационных про- цессов, реализация которых тесным образом связана с деятельностью учителя, медленном «переносе» в практику образования гуманистических идеалов и ценностей, в запаздывающей реакции педагогической деятельности на изме- нения других компонентов образовательного процесса (содержания, техноло- гий). Другими словами, на фоне динамично меняющейся среды, коей является образовательный процесс, система педагогической деятельности выглядит не адекватно статичной. И в этом смысле она вступает в противоречие со средой. Последнее обстоятельство является условием и возможностью развития систе- мы педагогической деятельности. В своем исследовании мы опирались на представления о механизме разви- тия систем, содержащиеся в работах А. Н. Аверьянова, который писал: « Какую бы систему мы ни взяли, все они начинают свое существование с количественного роста элементов, пространственного расширения, диффе- ренциации элементов, а следовательно, и их реализации, все они проходят оди- наковые стадии развития (возникновение, становление, зрелость, преобразова- ние). Зная эту общую схему развития, можно обоснованно и достоверно стро- ить прогноз» [5, с 104.]. Затрагивая проблему развития педагогической деятельности в условиях реформирования образования как целостной системы, следует отметить, что мы полностью разделяем точку зрения А. М. Новикова, который считает, что ре- форма – это преимущественно революционный путь развития. И как относи- тельно резкое изменение устройства и функционирования образовательной системы, реформа будет затрагивать в основном ее организационные, право- вые, экономические, управленческие аспекты. В то же время глубинные аспек- ты (дидактические, методические), к которым мы относим и педагогическую деятельность, следует отнести к эволюционному развитию, поскольку они тре- буют перестройки сознания учителей, принятия новых ценностей накопления определенного опыта, и многое другое [6]. Определяя векторы развития российского образования, А. М. Новиков на- зывает четыре ведущих идеи, реализация которых по его мнению определяет сегодня направления и суть реформирования образования и с которым мы свя- зываем развитие педагогической деятельности.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=