Университет XXI века: научное измерение
Педагогика и психология образования 161 В этих условиях педагогическая деятельность не может оставаться неиз- менной. Будучи частью в системе образовательного процесса, она испытывает на себе влияние «особых управляющих механизмов, через которые структура целого воздействует на характер функционирования и развития частей». [3] По- этому она вынуждена адаптироваться, меняться. Среди таких изменений уче- ные отмечают то, что «педагогическая деятельность утрачивает черты спонтан- но-ритуального поведения учителей и воспитателей. Последние все более стре- мятся к рефлексии процесса и результатов педагогического действия, к выявле- нию оснований для его исполнения. В современной педагогической деятельно- сти сочетаются, хотя и не без противоречий, тенденции к возрастанию ее нау- коемкости, … субъектно-авторской позиции педагога, смещению целей этой деятельности в область личностно-развивающихся функций». [1, с. 19] По- новому сегодня осмысливаются цели педагогической деятельности. И «переда- ча знаний» не рассматривается как главная, атрибутивно присущая деятель- ность педагога. По мнению ученых, разрабатывающих концептуальные основы и технологии личностно-ориентированного образования (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков и др.), цель деятельности учителя состоит в создании образова- тельной среды, обеспечивающей становление личности ученика. В реформи- руемом образовательном процессе учителю приходится решать и новые задачи. В качестве примера таких задач можно назвать: выявление и удовлетворение образовательных потребностей личности ученика; формирование субъектной позиции школьника; согласование образовательных целей с глубинными цен- ностями личности учащегося; подбор технологий, максимально сопрягающих процессы образования и развития личности, и др. Понятно, что в процессе ре- шения перечисленных задач педагогу предстоит перестраивать свои профес- сиональные действия и осваивать новые функции. Профессиональное поле пе- дагогической деятельности расширяется: выделяются новые функции, такие как здоровьесберегающая; коррекционная, функция педагогической помощи и поддержки и др. Наряду с появлением новых функций происходит усложне- ние традиционных. Так, например, дополнительное направление приобретает проектировочная функция. Это связано с возможностью проектирования инди- видуальных образовательных траекторий. В то же время, являясь элементом (частью) в общей системе образователь- ного процесса, педагогическая деятельность оказывает обратное (адаптирую- щее) влияние на саму систему. К сожалению, следует признать, что это влияние не всегда позитивно. Мысль о том, что педагогическая деятельность развивает- ся в запаздывающем режиме и тем самым сдерживает развитие образовательно- го процесса, высказывают многие ученые. По мнению А. Г. Асмолова, В. П. Зинченко педагогическая деятельность продолжает воспроизводить технократическую, адаптивно-дисциплинарную модель образования. Другой серьезной проблемой является потеря частью учи- телей профессиональных смыслов, ценностей. Исследования в области психо- логии профессионализма доказывают, что авторитарность, инструментально- нормативная рецептурность, стереотипность деятельности является следствием того, что учителя теряют те ценности педагогической деятельности, которые
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=