Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 160 Анализ «внешней жизни» системы целесообразно начать с характеристики непосредственно самой среды – образовательного процесса, особенности кото- рого во многом детерминируют требования к педагогической деятельности. Основными чертами современного, личностно-ориентированного образо- вательного процесса, по мнению В. А. Болотова, являются: вариативность со- держания образования для различных субъектов его усвоения; примат интере- сов и запросов ученика над заданной извне учебной программой; ориентация не на привитие «правильных», а на выработку собственных взглядов у обучаемых; приоритет общечеловеческих ценностей над любыми «идеологиями», творче- ства – над схематизмом, диалога – над монологом, индивидуальности – над единообразием. [1]. Г. Б. Корнетов, размышляя над тем, как сегодня осмысли- ваются цели образования, приходит к выводу: «… происходит перемещение устремленности педагогического идеала от социально ориентированной (кон- струирование нового человека с параметрами, заданными конкретными интере- сами общества) цели воспитания и образования к индивидуально ориентиро- ванной (конструирование человека для самого человека и только опосредован- но для общества). При этом как бы происходит перенос акцента с подготовки служению обществу на формирование у подрастающих поколений ответствен- ности за судьбу общества. Это неизбежно выдвигает на первый план комплекс проблем, связанных с признанием самоценности личности, формирования ее самосознания, создания условий для ее самоопределения и самореализации». Педагогическая деятельность в таком образовательном процессе, по мнению автора, заключается главным образом в том, чтобы «вести» ребенка, планиро- вать необходимые изменения в его психике и поведении; создавать ситуации, где он может самореализовываться, проявлять свою активность. «Все это учи- тель делает неавторитарно, максимально учитывая уровень развития ребенка, доминирующие мотивы его поступков, актуальные интересы, способности и потребности». [2]. В развивающемся образовательном процессе ученые выделяют также следующие позитивные тенденции: оформление в нем герменевтической ос- новы, которая делает возможным построение диалога его участников; пере- ход от «класс-комплектного» к более щадящему, индивидуализированному образованию, которое позволяет классно-урочную работу с детьми (на осно- ве единых типовых учебных программ) заменять на работу с каждым кон- кретным ребенком в группах, формируемых на основе совместимых индиви- дуальных образовательных программ; ориентация на обеспечение педагоги- ческой помощи и поддержки ребенку в его саморазвитии; осуществление идеи дифференциации (в ее современной трактовке), на основе которой вы- страиваются индивидуальные траектории развития ученика, создается разно- образная образовательная среда; использование новых образовательных тех- нологий – диалоговых, которые позволяют строить обучение как поиск жиз- ненных смыслов, метода проектов – технологии, ориентированной на приме- нение имеющихся знаний и приобретение новых, технологии эвристического обучения, тесно связанной с другими, родственными ей методами мозгового штурма, деловыми играми и др.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=