Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 16 навыками работы по металлу оказались мало востребованными в условиях, ко- гда предприятия оснащались высокотехнологичным оборудованием, а хозяйки предпочитали выкинуть прохудившееся ведро и заменить его новым. Многим из цыган в 1990-е годы показалось, что новой экономической ни- шей может стать продажа наркотиков. В самом деле – какая разница, чем тор- говать: консервными крышками или травкой? Но разница оказалась огромной. Не следует думать, что наркотрафик как таковой был организован цыгана- ми, но с розницей и мелким оптом они справлялись лучше, чем кто бы то ни было именно в силу социально-культурных особенностей своего этноса. Отсут- ствие письменности и неграмотность – с одной стороны, и наличие своего язы- ка, неведомого чужакам, – с другой делали коммуникации внутри сети сбытчи- ков трудно отслеживаемыми. Жесткое разделение картины мира на ромов и гадже снимало морально-психологический груз ответственности и сводило к нулю шансы правоохранительных органов на создание агентуры внутри цы- ганской общности. Высокая мобильность и наличие родственных и клановых связей по всей стране, да и на всем постсоветском пространстве, создавали предпосылки для устойчивой сети распространения. Жесткая патриархальность наряду с крепкими родовыми традициями, когда в случае провала вину берут на себя женщины рода, обеспечивала преемственность структуры даже в случае выпадения отдельных звеньев. Весомым обстоятельством выступала также вы- сокая норма прибыли, что делало этот вид торговли особо привлекательным в глазах цыган. В результате всех этих особенностей цыгане представляли группу, как нельзя лучше приспособленную к выполнению коммерческих задач наркотор- говли – законспирированную, сплоченную, устойчивую и высокоэффективную. В общественном сознании стал формироваться знак равенства между цыганами и наркоторговлей. Это очень болезненно воспринимается активистами цыган- ских общественных организаций, которые без устали повторяют, что нельзя огульно обвинять весь народ, что продажей наркотиков занимаются лишь от- дельные цыгане. Однако эти призывы разбиваются о реалии, перед которыми политкор- ректность отступает. Руководитель ФСКН по Новосибирской области в интер- вью корреспонденту «Известий» совсем неполиткорректно заявил: «Меня од- нажды спросили на пресс-конференции: «Но ведь есть цыгане, которые опием не торгуют? ». За мой ответ меня потом ругали, но я его все равно повторю, по- тому что это правда: «Да, в Новосибирской области есть цыгане, которые не торгуют опием. Это те цыгане, которые торгуют героином. Остальных цыган – единицы» [12]. Автор документального фильма «Бремя цыган», режиссер Бо- рис Соболев утверждает, что по неофициальным данным (официальная стати- стика такого плана отсутствует) в колониях России число цыган составляет: среди женщин – до 60 процентов, среди мужчин – до 15 %. Основная масса этих заключенных отбывает срок по злополучной 228-й статье. Учитывая, что согласно переписи число цыган составляет менее 0,2 % населения РФ, картина представляется удручающей, а заклинания правозащитников об «отдельных представителях цыганского народа» выглядят малоубедительными.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=