Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 159 Л. А. Орлова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ Аннотация. С позиций системного подхода исследуются характеристики педагогиче- ской деятельности, которые она приобретает в современном образовательном процессе; предлагается подход к определению критериев профессионального самоопределения учите- ля, построенного на соотнесении: особенности педагогической деятельности – способности человека, исполняющего данную деятельность. Ключевые слова: профессиональное самоопределение, характеристики педагогической деятельности, внешнее и внутреннее функционирование системы педагогической деятельности. Профессиональное самоопределение представлено в работах А. К. Марко- вой, Е. А. Климова как процесс соотнесения человеком себя, своих возможно- стей и способностей с принятыми в обществе критериями профессионализма. В основе таких критериев лежат требования профессии к личности. Профес- сиональное самоопределение учителя предполагает установление соответствия: особенности педагогической деятельности – способности человека, исполняю- щего ее. Исследование особенностей самоопределения магистрантов педагоги- ческого образования продиктовало необходимость анализа сегодняшнего со- стояния и особенностей педагогической деятельности, с тем, чтобы выработав четкие представления о тех направлениях, в которых происходит развитие пе- дагогической деятельности, определить критерии, по которым начинающий свою карьеру педагог, может оценивать себя. Анализ функционирования системы, по мнению философов, предполагает изучение ее адаптивной, и одновременно, адаптирующей активностей. Пре- жде, чем приступить к анализу внешнего функционирования системы педаго- гической деятельности, необходимо определиться: что именно мы будем по- нимать под средой, с которой данная система вступает в связи, взаимодейст- вует. Наиболее эффективным представляется взгляд на изучаемую систему как часть образовательного процесса, который выступает по отношению к пе- дагогической деятельности как метасистема, в которую она вписана. Анализи- руя внешнее функционирование системы педагогической деятельности, мы будем выявлять: а) те ее черты, которые формируются в конкретной среде – в системе образовательного процесса (адаптивная активность, по терминоло- гии Э. С. Маркаряна); б) преобразующее влияние самой системы на среду, как в позитивное, так ив негативное (адаптирующая активность системы). Под ак- тивностью систем мы понимаем ее собственную динамику как источник под- держания или преобразования ею значимых связей с окружающим миром.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=