Университет XXI века: научное измерение
Педагогика и психология образования 157 Потребностно-мотивационная сфера личности играет ведущую роль в раз- витии познавательных возможностей и ресурсов студентов педагогического ву- за. По мере взросления, при переходе с курса на курс у студентов под влиянием образовательного пространства вуза и более широкого социального контекста жизни могут меняться мотивы учения. Это связано, прежде всего, с процессом профессиональной идентификации, осознанием роли образования в последую- щей жизнедеятельности. Позитивная динамика мотивации обусловливается как личностными особенностями студентов, так и рядом социально-демогра- фических, экономических и педагогических факторов. Это, в первую очередь, академическая успеваемость будущих педагогов, обусловленная как их интел- лектуальными способностями, так и эмоционально-ценностными отношения к познавательной деятельности; комфортность во взаимоотношениях и взаимо- действиях с преподавателями и однокурсниками; социальное положение роди- телей; наличие или отсутствие собственной семьи и детей; место жительства; профессиональные намерения; совмещение учебы с работой и др. Академиче- ская успеваемость студентов, влияя на мотивацию учения, с одной стороны, ха- рактеризует обученность будущих учителей, но с другой – позволяет судить об отношениях студента как к процессу обучения в целом, так и к изучению от- дельных предметов. Изучая потребностно-мотивационную сферу личности студентов педаго- гического вуза в контексте исследования их познавательного потенциала, важ- но понимать ее инверсионный характер: выявление потребностей и мотивов поступления в педагогический вуз помогает спроектировать образовательное пространство, стимулирующее личностное и профессиональное развитие бу- дущего учителя. В тоже время индивидуально-дифференцированный подход к организации профессионального обучения, основанный на комплексной ди- агностической информации о студентах, дает возможность преподавателям осуществлять основанную на поликультурном диалоге педагогическую под- держку и сопровождение обучающихся с целью развития у них позитивных по- знавательных потребностей, социально значимых личностных и профессио- нальных мотивов учения. Необходимо особо отметить, что формирование по- знавательных потребностей и мотивов студентов становится одной из важней- ших задач профессионального обучения в процессе реализации компетентност- ного подхода в образовательном процессе высшей школы в контексте требова- ний Федеральных государственных образовательных стандартов. Развиваясь как субъекты образования, студенты в большей степени осоз- нают смысл и значение своей познавательной и будущей профессиональной деятельности, что стимулирует процессы саморазвития и волевой регуляции, развивает способность принимать самостоятельные решения в сложных про- фессиональных и жизненных ситуациях. Актуальность темы нашего исследования можно аргументировать словами известного отечественного психолога, вице-президента Российской академии образования Д. И. Фельдштейна. Он писал, что в настоящее время наука не располагаем полными данными о динамике процесса изменений, происходящих на разных этапах онтогенеза. Но даже те особенности, которые уже зафиксиро-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=