Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 156 Профессиональный потенциал личности трактуется в научной литеоатуре как возможности и невостребованные способности человека, как ресурсные возможности человека в сфере профессиональной деятельности. Выявление особенностей профессионального потенциала позволяет студенту осознать свою профессиональную идентичность. Важно, чтобы обучающиеся в педаго- гическом вузе самоотождествляли себя с педагогическим сообществом, т. к. это стабилизирует процесс вхождения в профессию. В концепции профессионального становления Ю. П. Поварёнкова, пара- метром, который можно использовать для оценки уровня сформи-рованности профессиональной идентичности выступает «отношение человека к себе как будущему и действующему профессионалу, т.е. реальная и прогнозируемая профессиональная самооценка. Данный процесс является результатом проеци- рования реальной профессиональной Я-концепции студента на идеальную, с последующей перестройкой первой. Принимаемая субъектом близость между идеальной и реальной Я-концепциями становится основанием для профессио- нального самоотождествления с последующим развитием важнейших профес- сионально-личностных качеств и компетенций педагога» [5]. Важно, помнить, что, отождествляя себя с определенной профессией, студент стремится освоить ее нормы, ценности и традиции [1], которые становятся регулятором его позна- вательной, коммуникативной и социальной деятельности. Естественно, изучение и развитие профессионального потенциала студента педагогического вуза, основанные на междисциплинарном подходе, должны учи- тывать требования к личности и деятельности педагога, его основным трудовым функциям, определенным в профессиональном стандарте. Кроме того, важно встраивать в структуру и содержание идеальной Я-концепции студента такие фун- даментальные педагогические способности как проектировочные, гностические, организаторские, коммуникативные, рефлексивные, а также основополагающие личностные качества: любовь к детям как способность понимать и принимать мир детства, эмпатию, толерантность и эмоциональную устойчивость и гибкость. Познавательный потенциал студента, как показано в проведенном нами ранее исследовании [4], характеризует познавательные возможности и когни- тивные ресурсы обучающегося, обусловливающие качество освоения им обра- зовательной программы и степень готовности к самообразованию на протяже- нии всей жизни. Он включает в себя потребности и мотивы познания, интел- лектуальные способности, эмоционально-волевую сферу, познавательную по- зицию субъекта познания и его познавательные ресурсы . К познавательным ресурсам мы относим: профессиональные намерения и планы; наличие стратегической программы жизнедеятельности; увлечения, интересы, не связанные с образовательным процессом в вузе; наличие рефе- рентной группы; личный статус в группе, на курсе; тип школы, которую окон- чил студент; формы участия в социальной жизни; место проживания: семья, общежитие, съемная квартира; наличие компьютера, интенсивность и направ- ленность работы в Интернете; если студент работает, то насколько работа свя- зана с профилем обучения? наличие индивидуального образовательного мар- шрута; владение иностранным языком.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=