Университет XXI века: научное измерение
Педагогика и психология образования 155 тельно, всякий способ синтеза знаний оказывается жестко связанным со специ- фическим способом их получения» [7]. Преодолению этих трудностей в известной степени может помочь вычле- нение междисциплинарных понятий, которые используются в большинстве на- ук об образовании. При целостном изучении студента как субъекта профессио- нального самоопределения к таким основным понятиям можно отнести лично- стный, познавательный и профессиональный потенциалы обучающихся. Уча- стие в исследовании специалистов в области многих наук в сфере образования позволит системно наполнить содержание данных понятий, представив целост- ную характеристику выпускника педагогического вуза как профессионала, осознающего личностную и социальную значимость педагогической деятель- ности и готового к ее реализации. Кроме того, исследование указанных потен- циалов студентов, позволит оказать студентам психолого-педагогическую под- держку в профессиональном самоопределении, что поможет им в осознанном выборе индивидуального профессионального пути к моменту окончания вуза. Выявление личностного потенциала студента дает возможность всем субъектам образовательного процесса оценить, насколько собственные лич- ностные ресурсы и усилия человека позволяют ему ощущать комфорт или дискомфорт в существующих условиях его будущей профессиональной дея- тельности. По мнению Д. А. Леонтьева, «личностный потенциал – это инте- гральная системная характеристика индивидуально-психологических осо- бенностей личности, лежащая в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность смысловых ориентаций и эффективность деятель- ности на фоне давлений и изменяющихся внешних условий. Это способность личности проявлять себя в качестве личности, выступать автономным само- регулируемым субъектом активности, оказывающим целенаправленные из- менения во внешнем мире и сочетающим устойчивость к воздействию внеш- них обстоятельств и гибкое реагирование на изменения внешней и внутрен- ней ситуации» [3, с.14]. Исследователи отмечают, что успешная профессио- нальная адаптация может зависеть, во-первых, от стабильности и благопри- ятности внешних условий, во-вторых, от способности личности приспосо- биться к широкому спектру условий. Поэтому они считают, что на смену по- нятию адаптации должно придти более широкое представление о совладании с изменчивой действительностью. Данное понятие означает не только при- способление к заданным условиям, но и готовность к их изменению, и спо- собность к самостоятельному созданию необходимых условий для успешной профессиональной деятельности. В этом и состоит содержание личностного потенциала, изучение которого дает возможность определить, «насколько психологическое благополучие и качество жизни личности зависит от нее самой, а не от благоприятного стечения обстоятельств» [3]. Именно поиск путей формирования способности выпускников вуза совладанием в ситуаци- ях противостояния неблагоприятным стрессогенным и деструктивным собы- тиям является целью изучения личностного потенциала студента как субъек- та профессионального самоопределения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=