Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 154 мьи, сколько по принципу «подам документы на 15 различных направлений в пять вузов, а там уж где пройду». Именно этим объясняется большое количе- ство немотивированных студентов первого курса в большинстве вузов, обу- чающих будущих учителей. Такая ситуация, по мнению исследователей из швейцарского университета Санкт-Галлена, во многом обусловлена еще и тем, что примерно 80 % молодых россиян от 18 до 21 года получает высшее образо- вание. При этом не все готовы к обучению в вузах, и университеты "всё чаще сталкиваются с "необучаемыми" и "неуспевающими" студентами, попавшими в вуз "случайно". Но отчислить их практически невозможно, т.к. отчисление студентов предполагает сокращение числа преподавателей. Кроме того, они выявили, что более 90 % студентов признавались в списывании на экзамене, 57,9 % скачивали работы из интернета полностью и 92,8 % вставляли крупные скопированные куски в свой текст, 42,5 % обманывали преподавателей, когда им приходилось объяснять, с чем связаны их проблемы с учёбой [2]. Все выше сказанное свидетельствует о важности выявления научно обоснованных путей и средств психолого-педагогического сопровождения профессионального са- моопределения современных студентов, с целью оптимизации их социальной адаптации после окончания вуза. Междисциплинарный подход и изучению развития студентов как субъек- тов профессионального самоопределения даст возможность выявить динамику развития студенчества как особой социально-профессиональной группы, уви- деть проблемы и риски личностного и профессионального становления студен- тов в период вузовского обучения, определить пути совершенствования образо- вательного процесса в современном педагогическом вузе. Для нашего исследо- вания важна позиция психологов, которые рассматривают профессиональное самоопределение в качестве одной из форм личностного самоопределения (Е. А. Климов). К внутренним факторам, продуктивности такого самоопределе- ния относят анализ студентом при определении профессиональной пригодно- сти своих способностей, потребностей, возможностей и соотнесение их с тре- бованиями профессии. Внешними факторами, способствующими закреплению интереса к профессии и стремление в ней утвердиться, являются социальный престиж и статус профессии в общественном сознании, ее востребованность на рынке труда. Совокупность этих факторов влияет на развитие ценностно- смысловых оснований деятельности и устойчивой профессиональной "Я- концепции"; готовности теоретически и практически осваивать данную дея- тельность; становления потребности в постоянном профессиональном самооб- разовании и саморазвитии. О сложности решения задач междисциплинарного исследования преду- преждал еще Г. П. Щедровицкий, который писал: «главное в том, чтобы суще- ствовали процедуры переходов между различными представлениями и знания- ми, а это будет означать одновременно возможность установления между ними определенных связей. Нетрудно заметить, что эти процедуры могут существо- вать и «работать» только в том случае, если имеются подходящие, специально для этого приспособленные «проекции», хотя отнюдь не для всех и всяких про- извольно взятых «проекций» можно установить процедуры связи. Следова-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=