Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 153 А. А. Орлов Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ Аннотация. В работе рассматриваются методологические проблемы организации междисциплинарного исследования в аспекте антропологического подхода к изучению сту- дента педагогического вуза как субъекта профессионального самоопределения. Обосновыва- ется необходимость использования в исследовании междисциплинарных понятий. Ключевые слова: междисциплинарное исследование, антропологический подход, сту- дент, субъект, профессиональное самоопределение, личностный, профессиональный, позна- вательный потенциалы. Исследование проблемы становления студента педагогического вуза как субъекта профессионального самоопределения может быть продуктивно реали- зовано только при междисциплинарном подходе. При этом в основания данного подхода должен быть антропологический принцип целостного изучения лично- сти студента, который предполагает понимание антропоцентрической позиции человека в существующей природной и социально-экономической среде. Сту- дент как человек должен изучаться как неотъемлемая часть мироздания. Это означает, что обучающегося в педагогическом вузе необходимо рассматривать в контексте философской, психологической, биологической и педагогической антропологии. Такой взгляд на студента позволит представить системное, цело- стное видение человека во всех его ипостасях: интеллектуальной, духовной, эмоциональной, телесной как в онтогенезе, так и филогенезе. Актуальность проблемы профессионального самоопределения студентов обусловлена тем, что сложившаяся в нашем современном обществе ситуация резко снизила учебную, познавательную мотивацию молодежи в связи с потерей в ней веры в образование как социальный лифт. Утверждения о том, что образование в глазах молодежи является социальным лифтом, не соответствует реальности. Точной статистики нет, но в большинстве публикаций на эту тему утверждает- ся, что по специальности, полученной в вузе, идут на работу не более 40 % вы- пускников. В условиях ЕГЭ и не может быть по-другому. Не затрагивая всех негативных последствий введения ЕГЭ, отметим два: во-первых, подмену пози- тивной мотивации познания, развивавшейся у отечественных школьников в предшествующий исторический период, мотивацией «достижение успеха на ЕГЭ» любой ценой, что привело к необратимым этическим и когнитивным по- терям. Во-вторых, ЕГЭ предоставил возможность основной массе выпускников школ поступать в вуз не столько в соответствии со своими склонностями и ин- тересами, выявляемыми в процессе профориентационной работы школы и се-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=