Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 151 М. А. Овсянникова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПРОБЛЕМА ПОЛУЧЕНИЯ ЗАКОНЧЕННОГО СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФРГ Аннотация. Необходимость получения законченного среднего образования в Германии. Ключевые слова: организация образовательного процесса на второй ступени обучения общеобразовательной школы Германии, «тупиковые» школы Германии, уровень образован- ности, социальная принадлежность. Любая система образования имеет шансы на успех, если качество полу- чаемого образования доступно каждому гражданину общества. Недостаток в полученном образовании, т. е. незаконченная вторая ступень средней обще- образовательной школы, а значит и отсутствие важных компетенций у учащих- ся, негативно сказывается на их дальнейшей профессиональной судьбе: слабая приспособляемость к быстро меняющемуся и базирующемуся на научных зна- ниях рынку труда и как следствие безработица в будущем. Недостаточная обра- зованность отдельных граждан пагубно влияет и на развитие общества, а имен- но на его экономический потенциал, экономический рост и инновационные возможности. В школах ФРГ, имеющих статус «тупиковых школ» и не предоставляющих доступ в университет, а обучающих школьников рабочей профессии, оказыва- ются в большинстве случаев дети с плохой успеваемостью и с определенным социальным происхождением. Примерно 20 % молодых людей в Германии в настоящее время не доходят до второй ступени обучения средней общеобра- зовательной школы. Общеобразовательная экспансия, проводимая многочис- ленными реформаторами общеобразовательной школы, позволила лишь от- крыть доступ для всех социальных слоев общества к высшей ступени средней общеобразовательной школы, поднять общий образовательный уровень, но со- циальное несоответствие в области получения законченного среднего образо- вания сохранилось как в 60–90-е годы прошлого века, так и в настоящее время. Несмотря на то, что задачи многих образовательных реформ были направлены на социальное выравнивание и расширение доступа к высшей ступени средней общеобразовательной школы, никаких положительных результатов достигнуто не было. Проблема отбора в последние классы средней общеобразовательной школы по уровню образованности и социальной принадлежности остается ост- рой и по сей день. Предоставление одинаковых шансов в получении образования означает возможность реализации личного потенциала независимо от социального и эт- нического происхождения, социально-экономических и жизненных условий. Хорошо образованное общество, чьи граждане имеют высокую профессио-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=