Университет XXI века: научное измерение
Пленарное заседание 15 На протяжении веков с непреложностью кастовых установлений, вынесен- ных с далекой прародины, круг их занятий сводился к следующим видам: 1. Ремёсла 2. Торговля 3. Пение, танцы и инструментальная музыка 4. Выступления с дрессированными животными 5. Гадание 6. Попрошайничество. Понятно, что в зависимости от окружающих условий какие-то занятия ста- новились более распространенными, а какие-то отходили на задний план. На территории Османской империи и оседлые и кочевые цыгане занимались больше ремеслами: ковали железо, делали кирпичи, плели корзины и изготов- ляли сита. В Западной Европе, где антицыганские законы были очень жестоки- ми (мужчин вешали, а женщин клеймили), ремесла все больше утрачивались, на первый план выходили гадание, попрошайничество, мелкое воровство и мо- шенничество. Трудно было продать местному населению котлы или сита, если любой потенциальный покупатель мог беспрепятственно схватить и повесить продавца. При этом надо отметить, что мошенничество и мелкое воровство цы- ган не было связано с насилием. Вспомним, у меня цыганка ловко выудила тридцать рублей так, что я и сама этого не заметила. Но для нее исключена бы- ла ситуация, когда бы она ударила меня по голове в темном переулке и просто вытащила кошелек. В советское время, даже когда лошади стали исчезать из сельского хозяй- ства, цыгане не остались без дела. Да, артели котляров колесили по стране, производя ремонт элеваторов и водонапорных башен, а артисты гастролирова- ли с концертами. Но основой жизни народа стала другая экономическая ниша. В стране, где в дефиците было все – от детских колготок до консервных кры- шек, от мохеровых шарфов до косметики – торговля этим дефицитом стала на- циональным занятием. Цыганки мотались с баулами от села к селу, продавали товар в туалетах и подворотнях, возили вяленую рыбу из Астрахани в Москву и зарабатывали на жизнь себе, детям и мужьям. Причем, в глазах самих цыган это была, безусловно, достойная «цыганская работа». Покупательницы были им рады, а статьи о тунеядстве и спекуляции ловко обходились, добавляя в жизнь толику адреналина. Да и вообще, что были милицейские протоколы тем, кто помнил предания о виселицах и клеймении? Ситуация стала резко меняться в 1990-е годы. Дефицит товаров исчез, поя- вился дефицит денег. На рынки вышли кавказские и вьетнамские торговцы, по- ставив цыган в непривычные условия жесткой конкуренции. А дальше больше - появившиеся крупные фирмы начали наступление на мелкую торговлю, сейчас вещевые рынки исчезают, уступая место торговым центрам. Поле, на котором раньше трудились гадалки, оккупировали экстрасенсы и психотерапевты. В ме- гаполисах нищенство стало жестко организованным бизнесом, для эффектив- ности которого более подходили «безногие афганцы» и «монахини», да и рос- сияне в новых экономических реалиях почерствели сердцем. Попрошайничест- во становилось неверным занятием. Даже умельцы кэлдэрары с ремесленными
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=