Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 149 деятельности в вузе была определена в связи с тем, что подготовка высококва- лифицированных специалистов на современном уровне предполагает не только организацию глубокого, системного и качественного освоения ими фундамен- тальных знаний, формирование соответствующих практических умений и на- выков, но и развитие у будущих специалистов способностей к самопознанию и самопониманию, как профессионально-значимых личностных качеств. В свете этого подхода важное значение для подготовки будущего психоло- га имеет развитие у него учебно-профессиональной рефлексии как свойства личности, мышления и условия, необходимого для его творческой самореали- зации и достижения высокого уровня профессионального мастерства. Таким образом, для студентов-психологов рефлексия – это не столько констатация на- личия или отсутствия у них личностно-профессиональных качеств, сколько стимулирование их развития, обогащения и усиления. В исследовании Е. В. Андреевой, выполненном под руководством Т. И. Лях, изучалось влияние развития рефлексивных способностей на восстановление особенностей психики больных, перенесших инсульт. На сегодняшний день проблема нарушения высших психически функций (ВПФ) у лиц с очаговыми поражениями головного мозга, в частности перенес- ших инсульт, не теряет своей актуальности. У таких больных, в зависимости от зоны поражения, могут развиваться самые разнообразные нарушения и стра- дать различные по сложности организации функции. В случае, если очаг поражения затрагивает корковые отделы головного моз- га, у пациента могут развиться те или иные нарушения ВПФ: гнозиса, праксиса, произвольности и пр. Специфика нарушений во многом зависит от зоны пораже- ния, т.е. в каком именно участке коры произошел функциональный сбой. Вопрос восстановления рефлексивных способностей в работе с пациента- ми, перенесшими инсульт, имеет двоякую природу. Сама рефлексия для таких больных является одним из важнейших процессов, обеспечивающих компенса- цию утраченных функций. Опора на рефлексию позволяет пациенту: выстроить адекватное самовосприятие в соответствии с возникшими ограничениями; вы- явить и в последующем опираться на сохранные функции и сильные стороны собственной личности. Другая сторона вопроса связана с тем, что у многих пациентов, перенес- ших инсульт, рефлексивные способности в то или иной мере нарушаются. В связи с этим целесообразным является акцентирование внимания параллель- ной работе по восстановлению рефлексивных способностей и прочих ВПФ. На данный момент в неврологических отделениях для больных с наруше- ниями мозгового кровообращения существует острая потребность в совершен- ствовании системы психологической помощи пациентам, перенесшим инсульт. Такая помощь не может быть эффективной в том случае, если пациент не осоз- нает имеющиеся у него проблемы в когнитивной или в эмоционально- личностной сферах. Соответственно целесообразным является включение в практику работы психологической службы направления по восстановлению рефлексивных способностей как первостепенно важного для успешной реаби- литационной работы. Наилучшей организационной формой осуществления ра-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=