Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 148 Т. И. Лях, М. В. Бут-Гусаим Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого РЕФЛЕКСИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ИХ РАЗВИТИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ Аннотация. В статье рассматривается категория рефлексивных способностей лично- сти. Раскрывается исследовательский потенциал этой категории на примере конкретных психологических исследований для осуществления развития личности в норме и в ситуации нарушения личностного развития, восстановления ее функционирования. Ключевые слова: рефлексия, рефлексивные способности личности, развитие мотива- ции учения, восстановление особенностей психики больных, перенесших инсульт. В современной психологии категория рефлексии и, в частности, рефлек- сивных способностей личности становится весьма актуальной. Это обусловлено тем, что общество ориентирована на личность как ценность, ее развитие и со- хранение в различных обстоятельствах. При этом отечественные и зарубежные психологи едины в признании приоритетным всестороннего, целостного разви- тия личности. Каждая характеристика психической жизни человека, будь то уровень развития познавательных процессов, индивидуальный стиль общения или уникальный набор личностных черт, вместе составляют единую иерархич- ную структуру, являющую собой целостную личность. Интегративную функ- цию по отношению ко всем остальным составляющим компонентам личности иг- рает рефлексия. Так, представители системного подхода в изучении рефлексии, в частности А. В. Карпов [3], интерпретируют рефлексивность как метаспособ- ность, выполняющую регулятивную функцию для всей системы, которая интег- рирует мотивационную, когнитивную, эмоциональную и волевую сферы. Благо- даря развитым рефлексивным способностям становится возможным сознательное управление, произвольный контроль за собственными качествами и психическими свойствами. Рефлексия напрямую связана со всеми сторонами психической жизни человека. Такая всепроникающая способность рефлексии делает, в свою очередь, ее уровень развития одним из основных показателей успешности развития лично- сти в целом и отдельных ее составляющих, в частности. В этом контексте интересным является опыт формирования мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов с использовани- ем такого фактора как сформированности у этих учащихся действия рефлексии. В данном исследовании [4, 5] рефлексия выступала в качестве психолого- педагогического условия, позволяющего организовать учебно-профессио- нальную деятельность студентов в вузе и способствующего осмыслению сту- дентами-психологами, как своих получаемых профессиональных знаний, так и профессионально-значимых личностных качеств. Рефлексия в качестве пси- холого-педагогического условия развития мотивов учебно-профессиональной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=