Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 146 и позволяет заложить качественную основу в подготовке будущих специали- стов. Это может быть объяснено тем, что теория механизмов и машин изучает [6, 7, 8] общие вопросы функционирования машин, рассматривая их структуру с общетехничеких позиций и выделяя, например, понятие «силы производст- венного сопротивления». Под ним понимают то сопротивление, которое долж- на преодолеть машина при совершении полезной работы. Повышение эффективности изучения теории механизмов и машин вместе с ростом интереса к этой дисциплине, может быть достигнуто за счёт использова- ния при проведении занятий большого количества примеров и сопровождения объ- яснений демонстрацией учебных видеофильмов, а также использования при обуче- нии модульной технологии с элементами творческих проектов. Как известно, курс «Теория механизмов и машин» может быть разделён на следующие разделы – мо- дули: структура механизмов, изучение кинематических характеристик механизмов с низшими кинематическими парами, кинетостатическое исследование механизмов с низшими кинематическими парами, трение в механизмах, синтез механизмов с высшими кинематическими парами, анализ динамических характеристик работы механизмов, синтез механизмов с низшими кинематическими парами. Работа современного специалиста просто немыслима без широкого при- менения ЭВМ. Это позволяет значительно сократить время на разработку но- вых машин и механизмов за счёт рассмотрения большего количества конструк- тивных вариантов за меньшее время. Кроме того, применение ЭВМ в учебном процессе создаст предпосылки для улучшения понимания студентами сложного материала за счёт возможности его визуализации. Например, работа дифферен- циального механизма весьма проблематична для восприятия студентами. Ре- шить этот вопрос можно использовать открытую программу «Автомобильный дифференциал», которая позволяет моделировать работу автомобильного диф- ференциала для различных условий. С учётом оснащения, студенту могут быть предложены для выполнения следующие лабораторные работы: составление кинематической схемы и струк- турный анализ механизма с низшими кинематическими парами, изучение структуры и анализ кинематических характеристик кулачкового механизма, оп- ределение коэффициента полезного действия в кинематической паре «винт – гайка», изучение геометрических характеристик зубчатых колёс, изготовлен- ных методом обкатки. При выполнении лабораторных работ и решении задач студенту необходимо предлагать творческие мини проекты по анализу возмож- ностей и перспективе совершенствования изучаемых механизмов. Это позво- лит, поддерживая интерес студентов к изучению курса, обеспечить высокий уровень усвоения изучаемого материала. Необходимо отметить, что теория механизмов и машин является базовой для изучения таких важных дисциплин как «Детали машин», «Основы техниче- ского обслуживания и ремонта машинно-тракторного парка», «Основы надёж- ности машин» и ряда других дисциплин. Поэтому качественное изучение общетеоретических вопросов функциони- рования машин и механизмов в рамках курса теория механизмов и машин будет способствовать повышению технической культуры будущего специалиста.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=