Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 143 зоваться личностными ресурсами, а также ресурсами социальной среды для достижения хороших результатов в личностном развитии (С. Уотер, Р. Сроуф). Т. Кавел предложил модель социальной компетентности, состоящую из трех компонентов: социальных способностей, представлений и достижений. Критерием социальной компетентности является эффективность межличност- ного взаимодействия и социальных достижений. Социальная компетентность, согласно У. Пфингстен и Р. Хинтч, подразу- мевает «владение когнитивными, эмоциональными и двигательными способами поведения, которые в определенных социальных ситуациях приводят к долго- срочному благоприятному соотношению между положительными и отрица- тельными последствиями». В голландской модели социальная компетентность представлена в свете возрастной дифференциации как состояние равновесия между требованиями, предъявляемыми к ребенку на данном возрастном этапе со стороны общества, окружающей среды, и его возможностей (В. Слот, Х. Спангиярд). Эта модель фокусируется на развитии социальной компетентности и опирается на облада- ние человеком достаточных навыков для адекватного удовлетворения возрас- тных проблем, стоящих перед ними в их каждодневной жизни. При этом ос- новная задача – это то, с чем сталкивается человек во взаимодействии с обще- ством. В случае с подростками эта проблема заключаются в следующем: в под- ростковом периоде возрастает независимость от родителей (опекунов); форми- руется способность самостоятельно пользоваться объектами социальной жизни, делать самостоятельный выбор, обеспечивающий собственную безопасность и безопасность для других людей, предвосхищать последствия своих действий и поступков, поддерживать межличностные контакты, следовать правилам, принятым в обществе [4]. Таким образом, мы можем рассматривать социальную компетентность как интегративное личностное образование, которое включает знания, умения, на- выки и способности», формирующиеся в процессе социализации и позволяю- щие индивидууму легко и соразмерно адаптироваться к социуму и эффективно взаимодействовать с социальной средой. «Социальная компетентность предпо- лагает знание социальной структуры, функционирования социальных институ- тов, социальных процессов в обществе; знание традиций, обычаев, правил и за- конов в различных сферах общественной жизни. Структура социальной компе- тентности также включает знания и представления человека о себе как соци- альном субъекте, знания ролевых требований и ожиданий, навыков ролевого поведения и эффективного социального взаимодействия – владение средствами вербального и невербального общения, механизмами взаимопонимания в про- цессе общения» [5, с. 192]. Литература 1. Воронцов, Д. Б. Формирование социальной компетентности подростков группы риска: Автореф. дис. … канд. пед. наук / Д. Б. Воронцов.– Кострома, 2006.– С. 12–13.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=