Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 142 цева), в специальных школах (Л. М. Иванов, Е. В. Конева, Н. В. Москаленко, A. M. Щербакова) [1]. Анализ научных работ, опыт практической деятельности свидетельствует о том, что рассмотрение проблемы социальной компетентности зачастую опре- деляется констатирующим характером. В научной литературе в основном фор- мулируются общие требования к социальной компетентности личности, под- черкивается ее важность и значение в современных условиях, анализируются ситуации социального взаимодействия, в которых социальная компетентность находит свое проявление, например, в межличностных отношениях. Социаль- ная компетентность признана в качестве интегративной характеристики совре- менного человека (Л. А. Баранова, Н. В. Калинина, В. Н. Куницина, М. И. Лукьянова, М. С. Пономарёв, Т. И. Самсонова, В. Слот, Х. Спаниярд и др.). Очень высокое качество социальной компетентности является отличительной характеристикой человека, успешно прошедшего социализацию, готового и способного к самореализации в современных условиях. В то же время сущест- вует множество точек зрения на возможные классификации видов и форм соци- альной компетентности, ее структурно-содержательные характеристики и про- явления относительно различных возрастных периодов [3]. Принятое определение социальной компетентности как набора приобретен- ных знаний, умений и навыков, образцов, стереотипов и моделей поведения до сих пор сохраняется (В. Н. Келасьев, В. Н. Куницина, У. Пфингстен, Р. Хинтч, К. Рубин, Л. Роуз-Крэснор, В. Слот, Х. Спаниярд). В российских исследованиях социальная компетентность рассматривается в качестве интегративной харак- теристики современного человека (О. К. Крокинская, Л. А. Баранова, В. Н. Ку- ницина и др.), а ее воспитание выступает в качестве одного из наиболее важ- ных факторов социализации (А. О. Бороноев, В. П. Воробьев, М. С. Комаров, А. В. Мудрик и др.). Обращение к проблеме социальной компетентности можно также увидеть в работах зарубежных исследователей. Так, в английской литературе прагмати- ческая модель социальной компетентности представляется в качестве способ- ности выбора и достижения желаемых и доступных целей путем установления контроля над эмоциями и поведением индивидуума посредством понимания, установления контактов и оказания влияния на других (М. Форверг, Х. Шрё- дер). М. Аргайл, рассматривая понятие социальной компетентности, выделяет следующие компоненты: a) социальная сензитивность (означает точность соци- ального представления); б) основные навыки взаимодействия (набор умений, особенно важных для профессионалов); в) навыки одобрения и вознагражде- ния, которые необходимы для различных социальных ситуаций; г) равновесие, спокойствие как антитеза социальной тревоге [2]. Некоторые современные зарубежные ученые, такие как К. Х. Рубин и Л. Роуз-Креснор, определяют социальную компетентность как способность достигать свои собственные цели при взаимодействии с другими людьми, со- храняя при этом, хорошие отношения с ними в любой ситуации; и как способ- ность человека эффективно и адекватно справляться с различными возникаю- щими проблемными ситуациями (А. Голфрид, Р. Дзурилла); и как умение поль-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=