Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 141 Т. И. Куликова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ Аннотация. В статье автор рассматривает отечественные и зарубежные психолого- педагогические подходы к пониманию социальной компетентности подростков. В результате анализа научных работ социальная компетентность определяется как интегративная характе- ристика современного человека, включающая знания, умения, навыки и способности, позво- ляющие легко и соразмерно адаптироваться к социуму. Ключевые слова: подросток, социальная компетентность. В современном меняющемся обществе возрастает потребность в подготов- ке молодого поколения к жизни, в формировании личности, способной жить и работать в условиях социально-экономических изменений, стойкой к влия- нию отрицательных факторов окружающей среды. Путь к успеху в жизни зави- сит от уровня сформированности социальной компетентности выпускников школ, их способностью выстраивать гармоничные отношения как с окружаю- щими людьми, так и с обществом, принимать такие решения, котрые соответ- ствуют сложившейся ситуации. Наиболее сложным этапом жизненного пути человека является подростко- вый возраст. Данный феномен объясняется стремительными темпами психофи- зиологического и индивидуального развития подростков. Характерной особен- ностью этого возраста считается непостоянность личности подростка. Сущест- венная доля нынешних подростков характеризуется низким уровнем социальной компетентности. Сегодняшние подростки не подготовлены к выполнению необ- ходимых социальных ролей и функций, они не могут делать независимый и са- мостоятельный выбор, они не знают, как прогнозировать результаты собствен- ных действий и как брать на себя ответственность за собственное поведение. В современной психолого-педагогической литературе представлены раз- личные подходы к пониманию социальной компетентности (Е. В. Коблянская, В. Н. Куницина, A. M. Прикхожан, Н. Н. Толстых и др.). В некоторых исследо- ваниях рассматриваются вопросы структуры, методологии, диагностики соци- альной компетенции, пути и средства ее формирования: у детей дошкольного возраста (Н. И. Белоцерковец, О. В. Казанцева), у младших школьников и под- ростков (Н. В. Калинина, М. И. Лукьянова, Ю. A. Тюменева), у юношей (М. В. Еро- хова, Г. И. Марасанов, Н. А. Рототаева), у учащейся молодежи (С. С. Бакхтеева, Е. О. Казаков, О. В. Колобова, Н. А. Лупанева и др.); в городских и сельских образовательных организациях (В. М. Басова, В. В. Цветков), у воспитанни- ков детских домов и интернатов (Т. И. Шульга); у детей-сирот (О. В. Казан-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=