Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 135 ний, то в постсоветский период научными школами было рекомендовано для реализации в практике применять синхронистический подход, который давал возможность для сопоставительного анализа зарубежной и отечественной исто- рии образования и педагогической мысли (А. И. Пискунов); проблемно-истори- ческий подход (З. И. Равкин, М. В. Богуславский); философско-антропологи- ческий (Б. М. Бим-Бад). В целом, историко-педагогическое знание было ориентировано не только на расширение педагогического кругозора будущего учителя, развитие педаго- гической направленности мышления, но и формирование эмоционально- личностного отношения к нему, содействие формированию личностно- ориентированного стиля и этики педагогической деятельности через рефлексию в триаде «прошлое – настоящее – будущее». Необходимо отметить, что реализация компетентностного подхода в под- готовке будущего учителя стимулировала разработку концепции модульной структуры и содержания данного процесса. Модульное строение, по утвержде- нию С. Б. Серяковой, эффективно для интегративных междисциплинарных программ профессиональной подготовки. В результате был предложен контек- стно-концептуальный модуль, историко-аналитический, теоретико-методоло- гический, практико-ориентированный (Е. И. Артамонова). История педагогики и образования рассматривалась как составляющая историко-аналитического учебного модуля. Данное явление, несомненно, отразилось на роли историко-педагоги- ческого знания, которое с введением ФГОС ВО окончательно потеряло свой статус самостоятельной дисциплины, став частью «Введения в педагогическую деятельность». Такая ситуация, несомненно, умаляет когнитивный и мировоз- зренческий потенциал истории той науки, которая является базовой для подго- товки студентов по направлению «Педагогическое образование», и благодаря которой «студенты имеют возможность познакомиться с важнейшими законо- мерностями и тенденциями развития педагогической науки и школьной прак- тики на протяжении всей ее истории и тем самым проникнуть в причины воз- никновения тех или иных педагогических идей и проблем, оценивать с доста- точной объективностью поиски путей их решения» [3]. Среди особенностей подходов к пониманию роли историко-педагоги- ческого знания следует также отметить изменение целевых установок изуче- ния историко-педагогических фактов, событий, явлений, призванных обеспе- чить наиболее раннее включение будущего учителя в контекст проблемного поля деятельности педагога через ознакомление с историческим опытом об- разования и воспитания ребенка, деятельностью школы; понимание студен- тами ценностно-смысловых позиций педагогического наследия через диалог с разнообразными текстами, усвоение контекстного смысла их авторов, по- становку проблемных вопросов и заданий по их анализу; развитие аналити- ческих умений на основе рефлексии, что особо актуализирует организацию самостоятельной работы студентов, развитие способности использовать ис- торико-педагогический опыт, идеи и выводы из него для осмысления совре- менных педагогических проблем.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=