Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 134 гогики и психологии. Тем самым, не учитывалось, что студент может полно- ценно осмыслить историю школы и педагогики только опираясь на терминоло- гический аппарат педагогической науки, знание законов философии и законо- мерностей психологии развития личности [3]. В 1980-е годы, в связи с утверждением гуманистической парадигмы и реа- лизацией новых принципов государственной политики в образовании, ориента- цией на личность, вариативность в подходах к разработке учебных планов и программ отмечалась тенденция на усиление общепедагогической подготовки будущего учителя. Так, удельный вес дисциплин, обеспечивающих ее в общей структуре учебных планов 1983 г., составил 9 %, что почти на 4 % было боль- ше, чем в предыдущие годы. К этому времени история педагогики стабильно заняла свое место и изучалась студентами на 3 (4) курсе, что позволяло им бо- лее осмысленно подходить к пониманию закономерностей всемирного истори- ко-педагогического процесса, соотносить его с современными явлениями в об- ласти теории педагогики и школьной практики. Такая ситуация сохранялась вплоть до начала 2000 г. При этом следует заметить, что в условиях введения государственных стандартов высшего образования неоднократно изменялось название самой дисциплины для разных направлений и профилей подготовки («История образования и педагогической мысли», «История педагогики и обра- зования»). Введение в 90-е годы дисциплины «Философия и история образования» снова возрождало в некоторой степени идею синтетического курса, но несколько на иной основе, с большим акценом на философско-мировоззренческие аспекты в понимании закономерностей развития школьной практики, обучения и воспитания молодежи. Тем самым усиливался аксиологический аспект истори- ко-педагогического знания в профессиональной подготовке студентов педвуза. Что касается количества часов, отводимых на изучение дисциплины, то оно продолжало сокращаться. Если в начале 1980-х годов оно составляло, как уже отмечалось выше, 60 ч., то к 2008 г. – сократилось почти в два раза и соста- вило 36 ч.(16 ч.– лекции; 20 ч. – семинарские занятия). При этом повышалась значимость самостоятельной работы студентов (34 ч.). Традиционный экзамен был заменен зачетом. В новых условиях историко-педагогическое знание получило возможность быть представленным в комплексе содержательно-аксиологического и процес- суального компонентов. Цель изучения историко-педагогического знания пред- ставлялась как развитие у будущего учителя культуры педагогического мыш- ления, понимания сущности и закономерностей исторической эволюции воспи- тания, образования, философско-педагогической мыслию. Достижение цели предполагало решение задач, отражающих не только когнитивную, но и куль- турологическую, эвристическую и прогностическую функции [5]. Это учитыва- лось при разработке учебно-методических материалов для организации само- стоятельной работы студентов [2; 4]. Изменились и подходы в определении логической структуры дисциплины. Если ранее, в советскую эпоху, преобладало системное и последовательно- хронологическое изучение историко-педагогических фактов, событий и явле-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=