Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 133 лог настоящего с прошлым, стремление изменить современность, заглянуть в будущее воспитания и обучения…История педагогики позволяет осваивать со- временную науку о воспитании и образовании, высвечивает истоки современного педагогического процесса, ведет к духовным сокровищам, которые, порой, оказы- ваются невостребованными при воспитании новых поколений» [1, с.48]. Осознание роли историко-педагогического знания в осмыслении ментали- тета народа, идеалов образования и воспитания личности обусловило включе- ние его в содержание подготовки будущего учителя как соответствующей учебной дисциплины. Обращение к работам исследователей разных лет в об- ласти истории педагогики, высшего педагогического образования показывает бесспорность признания значимости историко-педагогического знания в про- фессиональной подготовке будущего учителя. Однако под влиянием научных изысканий изменялась не только методоло- гия истории педагогики, но и ее статус как учебной дисциплины в структуре общепедагогической подготовки студентов в педвузе. Анализ практики высше- го педагогического образования последних десятилетий XX начала XXI веков позволяет увидеть устойчивую динамику на нивелирование роли истории педа- гогики в системе общепедагогической подготовки будущего учителя, где она постепенно утратила статус самостоятельной дисциплины, фактически «рас- творившись» в содержании «Философии и истории образования» или «Введе- нии в педагогическую деятельность». Сложившееся противоречие побудило провести исследование, цель кото- рого – выявление динамики роли историко-педагогического знания в профес- сионально-личностном становлении будущего учителя, позитивного и негатив- ного опыта его представления на уровне учебной дисциплины. В связи с этим был осуществлен анализ концептуальных подходов к пониманию статуса исто- рико-педагогического знания, учебных планов и программно-методической до- кументации педвузов второй половины XX – начала XXI веков. В целом, установлено, что в 1947 г. на психолого-педагогическую подго- товку студентов отводилось до 10 % учебного времени, в 1957 г. – чуть более 7 %, а к 1970 г. – наблюдалось снижение до 5,8 %. Частично это объяснялось усилением внимания к предметам получаемой специальности, введением под- готовки по двум специальностям, отсутствием научно обоснованных подходов к разработке учебных планов и др. На этом фоне количество часов, отводимых на изучение истории педагогики, стабильно снижалось: с 98 ч. (1951г.) до 60 ч. (конец 1970-начало 80-х годов). Так же наблюдалось перераспределение часов между лекциями и практическими занятиями. Если в 50-е годы на лекции отво- дилось 76 ч., а на практические занятия – 22 ч., то к началу 80-х годов соответ- ственно – 50 ч и 10 ч. Наблюдалась неоднозначность в понимании места истории педагогики в структуре общепедагогических дисциплин. Так, в послевоенные годы были предприняты попытки введения «синтетического курса», где историко- педаго- гическое знание «вплеталось в ткань» теории педагогики. Однако, как отмечает академик А. И. Пискунов, они не увенчались успехом. В последующем, история педагогики вновь обрела самостоятельность и изучалась на 2 курсе, ранее педа-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=