Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 132 М. А. Кувырталова, Н. В. Савельева, Ю. А. Тарасова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ДИНАМИКА РОЛИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ Аннотация. В статье прослеживается динамика роли истории педагогики в структуре общепедагогической подготовки студентов в педвузе; показано, что под влиянием научных изысканий изменялась не только методология истории педагогики, но и ее статус как учеб- ной дисциплины. Несмотря на утрату историей педагогики своего самостоятельного статуса в структуре учебных планов, историко-педагогическое знание призвано содействовать ста- новлению субъектности будущего учителя на основе формирования потребности в профес- сиональном и личностном саморазвитии. Ключевые слова: история педагогики, историко-педагогическое знание, профессио- нально-личностное становление, педагогическое образование. История педагогики на протяжении вот уже нескольких столетий является одним их направлений педагогической науки. Бесспорно, зарубежными и отече- ственными исследователями накоплен немалый потенциал историко- педагогического знания, представленный той или иной концепцией ученого. Истоки данного процесса восходят к XIX веку, к работам немецкого ученого К. А. Шмидта и русского исследователя Л. Н. Модзалевского, в которых впер- вые было представлено понимание всемирного историко-педагогического про- цесса как единого, прогрессивного, развивающегося в контексте человеческой культуры. В последующую эпоху социально-общественные изменения и соответст- вующие им парадигмы развития общества и человека обусловили осмысление историко-педагогического знания в русле формационно-классового (советский период) и пришедшего ему на смену цивилизационно-антропологического (постсоветский период) подходов. Под влиянием гуманистической парадигмы и демократических преобразо- ваний история педагогики все больше стала рассматриваться учеными как мно- гомерное научное пространство, представленное при всей относительной само- стоятельности научных изысканий пересечением представлений о ней как все- общей истории, дающей понимание генезиса и путей развития духовной и ма- териальной культуры, истории воспитания человека, развития школьной прак- тики, соотнесенной с разнообразными социальными институтами, как динами- ка теории педагогических идей и концепций [1, с.47] . Следствием этого явился широкий поликультурный контекст современного историко-педагогического знания, представленный научными школами Б. М. Бим-Бада, К. И. Салимовой, Г. Б. Корнетова, М. В. Богуславского, А. Н. Джуринского, С. Ф. Егорова и др. «История педагогики, – по словам А. Н. Джуринского, – это своеобразный диа-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=