Университет XXI века: научное измерение

Пленарное заседание 13 мы уже поймем меньше половины, а из польской или чешской речи наше ухо уловит совсем немногое. Мы беседуем с Еленой Николаевной Константиновой – председателем Конгресса ромских женщин (Межрегиональная общественная организация по защите прав цыганских женщин и детей). Сама Елена Николаевна из цыган влахов, проживает в г. Волжском, она рассказывает мне о своей поездке по Краснодарскому краю: «Мне надо было встречаться с крымками, разговор на таких встречах идет о серьезных вещах – как жить цыганским семьям в современных условиях, по- чему нужно учить детей, как планировать количество детей в семье, как защи- титься от побоев мужа. У нас на такие темы вообще тяжело говорить, даже со своими, а для них я хоть и цыганка, но тоже «чужая», из влахов. И на первом же собрании я вижу, что по-цыгански мы обсуждать все это не можем: я их не понимаю, а они – меня. Я тогда осторожно так: сестры, разговор у нас важный, давайте будем говорить по-русски. Сначала зашумели, а потом сами признали – по-другому разговора не получится» [1]. Всего в мире по разным подсчетам существует около ста цыганских этног- рупп, в России их более пятнадцати. В Волгограде, насколько удалось выяснить из бесед с цыганами, проживают представители следующих «наций»: Влахи – сформировались на территории княжества Валахия. Женщины до сих пор сохранили ярко выраженный национальный костюм. Традиционные за- нятия: кузнечество и гадание. Кузнецы изготавливали на домашних наковаль- нях тяпки, подковы, цепи и тому подобное. Уровень образования у влахов низ- кий. Занимаются в основном мелкой торговлей и малоквалифицированным трудом. В высокой степени сохранили свой диалект цыганского языка. Начали оседать только после хрущевского указа 1956 г., некоторые кочевали до 1970-х годов. Православные. Много влахов проживает в г. Волжском. Сэрвы – сформировались на территории Украины, куда попали в XVII в. Уже в XIX в. многие жили оседло. Сегодня сэрвы выделяются среди других цыганских этногрупп достаточно высоким уровнем образования, поэтому, как правило, имеют постоянную работу и широкий спектр профессий. Практически утратили цыганский язык. Отлично поют, но украинские и русские народные песни или песни русских цыган. Фамилии оканчиваются на –енко и –ский (Мищенко, Сличенко, Лиманский). Отличаются высокой степенью ассимиля- ции. Православные. Проживают в районе Новостройки и Жилгородка. Крымы – сформировались в Крыму, в языке много заимствований из та- тарского языка, мусульмане. Традиционные занятия – кузнечество, торговля, ювелирное дело. Женщины, несмотря на ислам, никогда не закрывали лицо и не сидели дома, они торговали вразнос косметикой и украшениями. Считают- ся воинственной и замкнутой «нацией», другие цыгане предпочитают избегать с ними конфликтов. Фамилии с тюркскими корнями: Османов, Ибрагимов, Ог- лы. Проживают в Дзержинском районе, на Ангарском и в районе Дар-горы. Русска рома – потомки цыган, пришедших в Россию из Германии, Польши и Швеции. Мужчины занимались торговлей лошадьми, женщины гаданием и попрошайничеством. Не отвергали службу в армии. Цыганские хоры, столь

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=