Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 123 Н. С. Карташова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО БИОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Аннотация: содержание тезисов определяет ключевые подходы в организации про- фильного обучения по биологии в средней школе. Ключевые слова: биологическое образование, профильное обучение, блочно-модуль- ное обучение. Модернизация российского образования, предусматривающая профильное обучение учащихся на старшей ступени средней школы, призвана решать важ- ную социальную задачу, связанную с сокращением разрыва между общим и профессиональным образованием и подготовкой профильно-ориентиро- ванных выпускников, готовых более успешно осваивать программы высшей профессиональной школы. Одним из направлений этого многогранного процесса признается разра- ботка системы элективных курсов. Элективные курсы по биологии способст- вуют обогащению и углублению профильной подготовки учащихся по предме- там для более успешной подготовки к ЕГЭ и знакомят учащихся с многообра- зием профессий, базирующихся на знаниях биологии. Существуют разнообразные подходы к конструированию программ элек- тивных курсов. Одной из эффективных форм считается организация профиль- ного обучения по блочно-модульному принципу. Блок-модуль – это альтерна- тивная форма обучения, которая условно состоит из трех элементов: I элемент – теоретическая часть . Сюда относится теоретическое обосно- вание темы блока-модуля, в которое входит изучение законов и закономерно- стей, теоретических и фактических данных, выступающих в роли примеров и иллюстраций. Работа в этой части организуется благодаря объяснению учите- ля и самостоятельной работе учащихся над литературными источниками. Наи- более приемлемыми формами обучения здесь являются лекции; уроки- объяснения; уроки изучения нового материала; уроки-конференции; работа с учебной и научной литературой. II элемент – проверка знаний . Несомненно, что полученные теоретические знания необходимо закрепить, проверить, подкорректировать в случае неудов- летворительного усвоения. Этот процесс происходит во второй части блока- модуля и организуется он в форме учетно-проверочных уроков, уроков обоб- щения, семинаров, конференций, контрольных работ и т. д. III элемент – практикование знаний. Формы, в которых может происхо- дить процесс практикования знаний, могут быть самыми разнообразными: про-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=