Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 121 Н. С. Карташова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (направление подготовки «Педагогическое образование», профиль подготовки «Биология» и «Химия») Аннотация. Содержание тезисов отражает ключевые подходы в отборе содержания дисциплины «Современные аспекты экологического образования» Ключевые слова: экологическое образование, методическая подготовка, содержание образования. Наряду с целеполаганием и определением принципов, содержание образова- ния играет основополагающую роль в педагогическом процессе. Под содержанием образования в педагогической теории традиционно понимают основной структур- ный элемент образовательного процесса, подчиненный двум другим элементам – целям и принципам образования. Содержание образования определяет стратегиче- скую сущность образования, включая принципы отбора, компоненты, основания для отбора и образовательного минимума и самого содержания. Отбор содержания предшествует реализации образовательного процесса в ходе обучения и влияет на выбор форм, методов обучения. Экологическое образование реализуется в несколь- ко этапов. В этой связи можно говорить о содержании экологического образования в начальной, средней, высшей школе, о содержании профессионального экологиче- ского образования. Остановимся подробнее на рассмотрении компонентов содер- жания дисциплины «Современные аспекты экологического образования», реали- зуемой в процессе обучения бакалавров педагогического образования. В соответствии с общей дидактической теорией и основными положениями комплексной экологии содержание экологического образования призвано рас- крывать научные, ценностные, нормативные и деятельностные аспекты взаимо- действия человека и общества с окружающей природой, характеризовать гло- бальное значение экологических проблем и идей оптимизации природопользо- вания. В связи с этой идеей содержание методической подготовке бакалавров педагогического образования должно соответствовать следующим компонентам: – научный компонент – отражает ведущие идеи, теории, концепции, ха- рактеризующие здоровье человека, благополучие других живых организмов и природную среду их обитания; происхождение, эволюцию и организацию природных систем как объектов использования и их охраны; генетическое раз- нообразие как условие устойчивости и самоочищения биосферы; – ценностный компонент – учитывает экологические ориентации совре- менного общества и предшествующих этапов взаимодействия общества и при-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=