Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 12 ганской хоровой музыкой со стороны российского дворянства и купечества. Однако еще более показательными являются браки дворян с цыганками. Ф. И. Толстой-Американец, принц Ольденбургский, князь Генрих Витген- штейн, поэт Афанасий Фет, Сергей Николаевич Толстой (брат Л. Н. Толстого), издатель «Биржевых ведомостей» П. Ф. Левдик, – вот лишь немногие имена тех, кто женился на цыганках. Конечно, такой союз воспринимался обществом как мезальянс, но, судя по воспоминаниям мемуаристов, такие браки были да- леко не единичны [11, c. 12–14]. А на париях аристократы не женятся. В советское время тренд толерантности и терпимости сохранялся. Свиде- тельством этому может служить явно позитивное восприятие в массовом соз- нании цыганских героев из фильмов (Яшка из «Неуловимых мстителей», Буду- лай из фильма «Цыган», персонажи ленты «Табор уходит в небо», герой Нико- лая Сличенко в «Свадьбе в Малиновке»). Герои старых советских фильмов и любовь к ним широкого зрителя выглядят идиллически на фоне нарастающей нетерпимости общества к цыганам сегодня. Многочисленные материалы, сви- детельствующие об этом негативном тренде, содержит работа Н. Ф. Бугая; в ряду других публикаций она выделяется тем, что автор имел возможность ис- пользовать информационные материалы, поступавшие в 2002–2006 гг. в Аппа- рат Правительства и в Минрегионразвития РФ [3]. Как, когда и почему про- изошел этот перелом? Есть ли пути изменения ситуации? Для поиска ответов на эти вопросы, следует прежде всего лучше понимать специфику националь- но-культурного развития цыганского этноса. Кто же они – эти всем знакомые и никому не известные до конца цыгане? Не артисты театра «Ромэн», а те реальные, что проживают в российских горо- дах рядом с нами? В Волгограде, например, можно назвать микрорайоны, в ко- торых более или менее компактно проживают цыгане: Новостройка, Жилгоро- док, Дар-гора, Верхняя Ельшанка, г. Волжский. Предки цыган жили в Индии и представляли собой касту бродячих арти- стов и ремесленников. Язык их в родстве с хинди и санскритом; до сих пор цы- гане могут смотреть индийские фильмы без перевода, улавливая общий смысл сюжета. Во второй половине I тысячелетия н.э. они двинулись из Индии на за- пад. Несколько веков продолжалось это медленное продвижение: в XV в. цыга- не появились в Западной Европе, в XVII в. – на Украине, а спустя несколько де- сятилетий – и в России. По пути часть родов откалывалась и «оседала» – в Пер- сии, Закавказье, на Балканах, в Испании, Польше, России. Так начинали фор- мироваться этногруппы, которые сами цыгане называют «нации». У каждой эт- ногруппы формировался свой диалект (а некоторые вообще утрачивали родной язык, переходя полностью на язык окружающего населения). Цыгане принима- ли разные религии: есть «нации», исповедующие православие (русска рома, кэлдерары, влахи, сэрвы), ислам (люли, крымы), католичество (немецкие цыга- не синти, венгерские цыгане) и даже лютеранство (латышские цыгане). Так что единый цыганский язык – это миф. Соотношение между цыганскими диалекта- ми такое же, как между славянскими языками. Русские воспримут на слух бе- лорусскую речь (упустив процентов десять содержания), у западных украинцев

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=