Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 119 пешность ее усвоения и отмечают, что иерархия мотивов (в том числе профес- сиональных) в процессе обучения меняется, немаловажную роль при этом игра- ет организация производственной практики. Производственные педагогические практики являются одним из средств успешной подготовки студентов к работе учителя и максимально приближены к профессиональной деятельности. Они составляют важную часть учебно- воспитательного процесса, обеспечивая соединение теоретической подготовки будущих педагогов с их практической деятельностью в различных образова- тельных организациях. Исследователи, в основном, сходятся во мнении об основной цели педаго- гических практик – формирование у будущих учителей положительного отно- шения к профессии педагога, приобретение и совершенствование практически значимых умений, навыков, видов деятельности в проведении учебно- воспитательной, внеаудиторной, внеклассной и внешкольной работы, развитие у будущих педагогов профессионально-педагогических качеств и свойств лич- ности. И именно на практике может произойти «слом» внешне-отрицательной мотивации к внешней положительной и внутренней мотивации. В рамках нашего исследования, направленного на формирование про- фессиональных мотивов в 2015–2017 г. были охвачены 120 студентов 4 курса (за три года обучения) факультета русской филологии и документоведения. Ис- следование включало три этапа: констатирующий, формирующий и кон- трольно-оценочный. Основной задачей констатирующего этапа эксперимента (до начала про- изводственной практики) было выявление уровня сформированности «внут- ренних» мотивов профессиональной деятельности (показатели – «внутренняя мотивация»). Для диагностики мотивации профессиональной деятельности мы исполь- зовали методику К. Замфир в модификации – А. А. Реана, в основу которой положена концепция внешней и внутренней мотивации профессиональной деятельности [1, 350]. Результаты констатирующего этапа показали, что внешняя положительная мотивация преобладают (ВПМ – 60 % – стимулы, ради которых они считают нужным приложить свои усилия), между тем как внутренней мотивацией (ВМ) характеризовались лишь 20 % опрошенных, показатели внешней отрицатель- ной мотивации также были высоки – ВОМ – 20 %). Формирующий этап эксперимента был связан с организацией деятельности во время практики и выполнения ряда заданий, которые носили разноплановый характер и были направлены, в т. ч. на формирование профессиональных мотивов. Данные задания включали диагностические исследования обучающихся, планирование собственной учебной и воспитательной деятельности, организаию данных видов деятельности, проведение уроков русского языка, воспитательных мероприятий, планирование и проведение исследовательской работы. Так в процессе выполнения заданий происходило знакомство будущих учителей русского языка и литературы с состоянием учебно-воспитательной работы в учебных учреждениях, с передовым педагогическим опытом, осуществлялась

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=