Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 118 Н. И. Ешкина Тульский государственный педагогический универсистет им. Л. Н. Толстого СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОТИВОВ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК Аннотация. В статье рассматривается специфика формирования мотивации в процессе подготовки будущего педагога в стенах педагогического вуза (в том числе на производст- венных педагогичеких практиках), приведены результаты исследования мотивации профес- сиональной деятельности. Ключевые слова: подготовка будущего учителя русского языка и литературы, профес- сиональные мотивы, педагогическая практика. На современном этапе изменений в системе образования главной задачей высших учебных заведений является подготовка компетентных специалистов, способных эффективно решать профессиональные задачи. Успешность и каче- ство образования будущих педагогов во многом определяется их направленно- стью на освоение профессии, основанной на системе мотивов. Именно поэтому в рамках образовательного учреждения важно является создание таких условий, которые будут способствовать формированию и развитию активности обучаю- щихся в освоении теоретических аспектов трудовой деятельности и готовности к применению полученных знаний, умений, навыков в практической деятель- ности. В новых условиях развития системы высшего образования возрастает роль подготовки в педагогическом вузе, где делается акцент на предоставление права будущему учителю оценивать правильность своего профессионального выбора. Ряд исследователей (Зеер Э. Ф., Климов Е. А., Маркова А. К.) подчер- кивают, что профессиональное становление человека состоит из ряда стадий, основными из которых являются подготовка к выбору профессии, профессио- нальная подготовки и непосредственно профессиональная деятельность [2]. И важнейшим аспектом этой деятельности является формирование профессио- нальных мотивов у студентов, придающих личностный смысл деятельности. Мотивы и мотивация обусловлены внутренне, но могут зависеть и от внешних факторов, побуждаться внешними стимулами. Но, в любом случае, внешние факторы должны в процессе мотивации трансформироваться во внутренние. В сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, связанное с конечными целями обучения и направлен- ное на эффективное становление личности будущего педагога и развитию его профессионализма. Исследователи рассматривают профессиональную мотива- цию как совокупность мотивов, которые определяют позитивное отношение студента к выбранной специальности, следовательно, побуждают и направляют его к изучению будущей профессиональной деятельности и обеспечивают ус-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=