Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 116 мы со стороны возбуждения и торможения, подвижность нервных процессов. К качественным характеристикам относятся: пол, место проживания студентов и финансовая обеспеченность [1]. В качестве исходных выходных переменных образовательного процесса студентов были приняты экзаменационные результаты по дисциплинам про- фессиональной компетенции (ПК 10). К дисциплинам профессиональной ком- петенции относятся: управление персоналом, финансовый менеджмент, марке- тинг и бухгалтерский учёт [2; 3]. Для группировки дисциплин по результативности их освоения использо- ван кластерный анализ на базе пакета Statgraphics Plus 5.0. Для нашего наблю- дения с приблизительно равным числом студентов, применим метод Уорда (Wards method, Сity-Block). Проведён кластерный анализ группы студентов, состоящих из 35 человек. В ходе исследования группа была разделена на 4 кластера. По результатам анализа первый кластер (студентов) имеет самые высокие баллы по успеваемости в учебном процессе. В данной группе студенты прожи- вают дома, что способствует успешной обучаемости в вузе. В составе группы количество девушек преобладает, над количеством парней. Группа состоит из студентов с достаточным материальным положением в семьях. Уравновешен- ность в эмоциональных реакциях, силы нервной системы со стороны возбужде- ния и торможения, подвижность нервных процессов находятся на среднем уровне данных показателей, кроме наличия уровня нервозности, стремящегося к высокому. Второй кластер имеет самую низкую степень проявления нервозности, так же самую низкую эмоциональную лабильность и самую высокую степень воз- буждения со стороны сил нервной системы. Группа состоит из иногородних и проживающих в общежитии студентов. Все остальные индивидуальные ха- рактеристики находятся на среднем уровне допустимого. Как и в первой группе материальное положение находится на уровне достаточного. На гендерном уровне – равенство в количестве между девушками и парнями. Третий кластер имеет: самый низкий показатель по сумме баллов обучае- мости, высокую степень торможения, а так же высокую степень подвижности нервных процессов торможения. Остальные характеристики индивидуального характера имеют средний уровень проявления. В третьей группе учатся только парни со средним материальным положением. Ребята проживают на съемных квартирах и в общежитии. Четвёртый кластер обладает высокой степенью нервозности, так же самой низкой лабильностью и самой низкой степенью подвижности нервных процес- сов торможения. Все остальные индивидуальные характеристики на среднем уровне. Состав четвёртой группы – только девушки, проживающие на съемных квартирах, со средним материальным положением. Однако стоит отметить, что индивидуальные особенности студентов силь- но повлияли на образовательный процесс в целом. Третий кластер, который представлен из выше перечисленных, имеет наи- меньшую результативность в образовательном процессе, во многом из-за коли-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=