Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 115 П. С. Ермоленко Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого КЛАССИФИКАЦИЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ, ПО УРОВНЮ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ С УЧЁТОМ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ Аннотация. В статье представлен анализ обучаемости студентов очного обучения по направлению «Менеджмент» с учётом индивидуальных особенностей, влияющих на их ре- зультативность в образовательном процессе. Проведена классификация обучающихся сту- дентов с помощью кластерного анализа. Ключевые слова: индивидуальные особенности, образовательный процесс , кластерный анализ. В последние годы стал разрабатываться новый подход к пониманию и реа- лизации результата образования – человеческий капитал. Часто капитал рассматривают только как сугубо экономическое понятие – это возрастающая стоимость. Но в настоящее время оно стало широко исполь- зоваться и в описании социальных явлений. В этом случае говорят о человече- ском капитале, понимая под этим комплекс особых характеристик как человека в отдельности, так и общества в целом. Это характеристики самовозрастания ресурсов компетентности, объема знаний, профессионализма деятельности, личного и общественного опыта, позитивной социальной активности, готовности к изменениям, потенциала творчества. В формировании человеческого капитала решающее значение имеет обра- зование. Поэтому человеческий капитал и следует рассматривать как результат образования. Действительно, именно в процессах образования человек обога- щается знаниями, овладевает навыками и умениями, осваивает приемы самооб- разования, психологически настраивается на определенные виды профессио- нальной деятельности и роли профессионального поведения, развивает творче- ские способности. Человеческий капитал исходит в своем понимании из системы ценностей человека и общества. Для любой личности самым ценным является возмож- ность роста благополучия, социального статуса, профессиональной карьеры. Эти цели невозможно реализовать без качественного образования, на получе- ние которого влияют индивидуальные особенности обучающихся. В данном исследовании индивидуальные особенности были определены, как количественными характеристиками, так и качественными характеристика- ми. Количественные характеристики представлены такими критериями, как: наличие нервозности, эмоциональная уравновешенность, силы нервной систе-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=