Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 113 торые используют идеи, выведенные из обсуждений, при рассмотрении вопро- сов, связанных с реальной педагогической деятельностью учителя. Еще одним из условий организации психологически комфортной образовательной среды выступает обращение к виктимному опыту будущего учителя. Студентам для дискуссии предлагались темы, которые были тесно связаны с изучаемым мате- риалом, а также позволяли им использовать свой личный опыт. В настоящий момент, как показывает анализ литературы, существуют различные формы дис- куссии (М. В. Кларин). По результатам анализа протокола наблюдения и анкет, можно сделать следующий вывод: среди наиболее интересных форм, вызывав- ших эмоциональный отклик, чувство уверенности, открытости к диалогу были такие формы как: круглый стол, ролевая игра, симпозиум, панельная дискуссия, мозговой штурм. На вопрос в анкете «Что вам больше всего понравилось в про- цессе вашего участия в дискуссии?» студенты отмечали: «возможность быть ус- лышанным», «некоторые ответы одногруппников заставляли задуматься над рассматриваемой проблемой», «оригинальность проведения занятия, которая не дает скучать», «дискуссия учит слушать своего товарища, что является важным для будущего учителя», «предоставляется возможность взаимооценки», «мате- риал, рассматриваемый в процессе дискуссии становится понятнее и имеет непо- средственную связь с деятельностью учителя» и т. д. Среди критериев оценива- ния психологического комфорта студентов в образовательной среде нами были выделены следующие: активность, доброжелательность, положительный эмо- циональный настрой, удовлетворение от собственной деятельности, желание продолжить работу дальше, отсутствие психологического напряжения, устало- сти. Результаты наблюдения, анализа продуктов деятельности и беседы показа- ли, положительную динамику в формировании психологически комфортного самочувствия студентов в процессе организации учебной дискуссии. Так по сравнению с полученными в начале организации исследования результатами, на промежуточном этапе мы можем наблюдать уменьшение в два раза (16 %) коли- чества студентов, испытывающих психологическую боязнь участвовать в диало- ге, 22 % опрошенных первокурсников отметили, что они стали менее агрессив- ными и более открытыми к взаимодействию с другими, 18 % указали на возмож- ность самореализации и самоутверждения в процессе организации дискуссии. В заключении хотелось бы отметить, что при проектировании психоло- гически комфортной для студента образовательной среды мы руководствова- лись следующими принципами: формирование субъект-субъектных отноше- ний; сотрудничество как совместная деятельность, общение и взаимопони- мание, взаимная поддержка; субъектность и диалогизация отношений, ста- новление личностных связей между участниками учебного процесса, отно- шений искренности и подлинности; уважительное, доброжелательное отно- шение к личности [1]. Литература 1. Баева, И. А. Психологическая безопасность в образовании: Моногр. / И. А. Баева.– СПб., 2002.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=