Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 112 межличностного взаимодействия в непосредственной или предметно- опосредованной форме и способов взаимодействия студентов с данной образо- вательной средой и с другими ее участниками. Важным механизмом формиро- вания психологически комфортной образовательной среды является обучение студентов общению, свободного от психологического насилия. Проведенная диагностика среди студентов-первокурсников ТГПУ им. Л. Н. Толстого факуль- тета истории и права, иностранных языков, естественных наук, физической культуры (180 чел.) показала, что в этом направлении у студентов возникают за- труднения, связанные с психологической неготовностью участвовать в диалоге (боязнь неудачи, которая была сформирована в школьные годы) – 32 %; у 55 % опрошенных эти затруднения связаны с низким уровнем сформированности коммуникативных способностей, эти студенты испытывают затруднения в по- строение контактов с окружающими, проявляют агрессивность; 13 % студентов отметили, что не могут адекватно оценить свое место и роль в коллективе, не стремятся соблюдать общепринятые нормы поведения. Особое значение в созда- нии психологически комфортной образовательной среды, направленной на пре- одоление возникающих затруднений, мы считаем, приобретает тип взаимодейст- вия между преподавателем и студентом. В. И. Панов выделяет следующие типы: субъект-объективные (педагогическое воздействие), субъект-субъективные (пе- дагогическое взаимодействие), субъект-порождающие (педагогическое содейст- вие) [3]. Как показывает анализ работ А. А. Ерошенко, К. А. Аветисян и др. ис- следователей создание психологически комфортной образовательной среды за- висит от педагогического мастерства преподавателя. Творческий характер обра- зовательного процесса позволяет реализовать студентам потребность в самовы- ражении и поисковой активности, от которой зависит становление профессиона- ла и будет способствовать снижению вероятности наступления утомления и по- вышению учебной мотивации. Одной из активных форм организации образовательного процесса нами была выбрана учебная дискуссия, позволяющая сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление к восприятию новой информации. Педагогический потенциал учебной дискуссии достаточно велик. В процессе организации учеб- ной дискуссии студенты учатся анализировать ситуации, слушать и взаимодей- ствовать с другими участниками, показывают многозначность возможного ре- шения большинства проблем. Одним из условий, успешного включения сту- дентов в диалог, является постановка нетипичной проблемы для обсуждения. Заинтересованность преподавателя в рассматриваемой проблеме, позволяет наиболее успешно организовать дискуссию, корректировать ход ее протекания, привлекать к участию каждого студента. Особое значение приобретает гибкая система поощрений (похвала, одобрение, улыбка), организованная в процессе дискуссии, которая позволяет преодолеть барьер неудачи, связанный с боязнью ошибки, так как в дискуссии не может быть единственно правильного решения рассматриваемой проблемы. Возможность самостоятельного открытия студен- тами субъективно нового знания в процессе дискуссии, делает это знание для них ценностно значимым. Это мы можем наблюдать по ответам студентов, ко-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=