Университет XXI века: научное измерение
Педагогика и психология образования 111 К. В. Екимова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСКУССИИ Аннотация. В статье рассматривается необходимость создания благоприятной психо- логически комфортной образовательной среды в системе высшего образования, позволяю- щей снизить угрозу психологическому здоровью будущего учителя; раскрываются условия создания такой среды, описываются результаты локального исследования создания психоло- гически комфортной образовательной среды в процессе организации учебной дискуссии. Ключевые слова: образовательная среда, психологическая безопасность, психологиче- ский комфорт, учебная дискуссия. Высокий динамизм современной жизни и деятельности студента, интенси- фикация образования, необходимость принимать ответственные решения в раз- личных проблемных ситуациях, дефицит времени, высокая загруженность ока- зывают влияние на психологическое здоровье будущего учителя. У многих сту- дентов отмечаются такие явления как неудовлетворенность качеством обуче- ния, дезадаптация, демотивация учения, снижение уровня самореализации в образовательной среде. Как показывают результаты исследований, уровень комфортности студентов первого курса вуза очень низкий, что обусловлено ря- дом причин: изменением социальной роли первокурсника, корректировкой по- требностей и системы ценностей, установлением взаимоотношений в новом коллективе [2]. Особую роль в этот период играет создание для первокурсников благоприятной, психологически комфортной образовательной среды, которая позволит преодолеть проблемы адаптационного и учебного характера и будет способствовать гармоничному личностному и профессиональному развитию будущего учителя. В исследованиях И. А. Баевой рассматриваются критерии, принципы и условия формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды. Исследователь рассматривает психологическую безо- пасность как состояние образовательной среды, свободное от проявлений пси- хологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [1]. На основе работ исследователей, посвященных созданию пси- хологически комфортной образовательной среды, нами были выделены сле- дующие показатели такой среды: чувство удовлетворенности, референтности, спокойствия, уверенности, защищенности. Мы предполагаем, что в создании психологически комфортной образовательной среды особое значение приобре- тает коммуникативный компонент, который представляет собой пространство
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=