Университет XXI века: научное измерение

Пленарное заседание 11 тивные заявления не имеют, как правило, четкого представления – КАК дос- тичь этих целей. В странах Восточной Европы при всей официально провозглашаемой Ев- росоюзом политике толерантности и недопущения дискриминации националь- ных меньшинств ситуация с цыганами удручающая. Да, создаются различные общества и союзы по защите прав цыган, однако даже демократически ангажи- рованные западные исследователи вынуждены признать, что в постсоветской Восточной Европе произошло ухудшение положения цыган в социальном и экономическом плане. Так, уже упоминавшийся Золтан Барани приходит к выводу, что на протяжении последних трехсот лет реальное положение цыган было гораздо более благополучным в «недемократических» типах государств – Оттоманская Порта, империя Габсбургов и советские режимы, установившиеся в Восточной Европе после второй мировой войны [15, c. 356]. Приведем лишь некоторые факты, свидетельствующие о степени расхож- дения между декларируемыми идеалами толерантности и антицыганскими реа- лиями. В Чехословакии в 1960–1980-е годы в целях снижения рождаемости применялась добровольно-принудительная стерилизация цыганских женщин. Однако самое интересное, что эта практика продолжалась в уже разделившихся Чехии и Словакии и после 1991 г. [16]. В Румынии праворадикальная организа- ция разместила объявления в СМИ о немедленной выплате ста долларов налич- ными каждой цыганке, которая добровольно подвергнется стерилизации [20]. Цыганские кварталы в городах Восточной Европы превращаются в гетто не только в плане низкого уровня жизни своих обитателей, они приобретают и внешние черты гетто. Муниципалитеты возводят бетонные стены, чтобы от- делить районы с цыганским населением: города Кошице, Острованы – в Слова- кии, г. Усти-над-Лабем – в Чехии, г. Бая-Маре – в Румынии [21]. Достаточно часто в лентах новостей встречаются и сообщения о цыганских погромах. Можно сделать вывод, что современная Россия разделяет с Европой общий тренд роста антицыганских настроений, хотя в прошлом отношение к цыганам в нашей стране было гораздо более терпимым. В пьесе А. Н. Островского «Сне- гурочка» есть примечательный диалог между царем и его советником Бермятой о нравах берендеев: – Воруют понемножку – И ловите? – Зачем же их ловить? Эти слова можно было бы взять эпиграфом для характеристики отношения к цыганам в России на протяжении XIX–XX вв. За конокрадство, конечно, рус- ские мужики могли и убить, но десятки таборов без проблем находили на зиму постой в русских деревнях [13, c. 209]. Сейчас трудно себе представить, чтобы какой-нибудь населенный пункт приветил у себя цыган. Да и в летнее время прикочевавший табор отнюдь не воспринимался русскими крестьянами в шты- ки, вечером к табору тянулось все местное население – послушать песни, по- смотреть пляски, погадать, починить всякую железную утварь [5, c. 175–178]. В качестве примера бесконфликтной интеграции цыган в российское общество обычно приводят широкое распространение цыганских хоров и увлечение цы-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=