Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 109 Е. В. Гревцова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого САМООБРАЗОВАНИЕ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ КАК ФАКТОР ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ Аннотация. В статье раскрывается сущность самообразования как фактора, влияюще- го на продуктивность профессионального самоопределения студентов. Особое внимание ав- тор уделяет рассмотрению условий, при которых самообразование студентов выступает как основа осознанного дальнейшего выбора профессии. Ключевые слова: Самообразование, профессиональное самоопределение, будущий со- циальный работник. Аксиологическая и функциональная природа профессии «Социальный ра- ботник» относит ее к числу многоплановых и трудоемких профессий в системе «человек-человек». Первичное ее освоение приходится на период обучения в ву- зе, когда у будущих специалистов происходит соотнесение жизненных ориенти- ров с профессиональными планами, определение социальных перспектив. Одна- ко после окончания высшего учебного заведения значительное количество выпу- скников не работает по специальности. Среди причин: несоответствие первона- чальных представлений о характере и содержании профессиональной деятельно- сти; снижение интереса к полученной профессии; несформированность важных социальных и профессиональных качеств и свойств; низкая мотивация, неудов- летворенность условиями труда и т.д. Молодые специалисты, не найдя личност- ных смыслов в профессии, сталкиваясь с рядом трудностей, оказываясь недоста- точно подготовленными к их преодолению, уходят из профессии. Возникает необходимость в поиске новых путей и способов продуктивного профессионального самоопределения студентов. На наш взгляд, значительным потенциалом в этом контексте обладает самообразование. Проблема самообра- зования касается социальных работников в большей степени, чем представите- лей других профессиональных сообществ. С одной стороны, это обусловлено тем, что социальная среда – гибкое, динамичное явление, постоянно вызываю- щее к жизни различные проблемы. Возникновение новых социально незащи- щенных категорий населения, усложнение и модификация трудных жизненных ситуаций, постоянный поиск новых решений, отвечающих вызовам времени требуют наличия у социального работника знаний, умений и компетенций про- фессионального самообразования. Мы рассматриваем профессиональное самоопределение в качестве фено- мена, сформулированного Н. С. Пряжниковым и понимаемого как «поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выпол- няемой трудовой деятельности» [1]. Поэтому, с другой стороны, такие прису- щие профессиональному самоопределению признаки, как усвоение будущей

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=