Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 108 Первоочередное значение сегодня приобретает поиск ментальных образова- тельных моделей, в которых была бы сосредоточена уникальная духовная со- кровищница – культура русского народа. Национальная образовательная система России всегда строилась на основе особой, русской, ментальности. Русская философская литература именно осо- бенностями национального характера объясняет иррациональные аспекты рус- ского сознания, так как в менталитете находит отражение интеллектуальное и экзистенциальное начала, то, что человек думает и как он поступает. Не учи- тывать эти особенности при построении национальной образовательной системы – значит, потерять исторические корни, основу. Концептуальные основы образо- вания, учитывающие менталитет определенного народа, представляют собой его национальный образовательный идеал. Следует учесть, что национальный образовательный идеал – это много- мерное, сложное и противоречивое явление, сущностная характеристика кото- рого складывается под воздействием множества условий, носящих философ- ский, религиозный, национальный, социальный, политический и педагогиче- ский характер. Смысловым ядром национального образовательного идеала являются та- кие категории как: нация, народность, народные традиции. Поэтому проблему становления и развития национального образовательного идеала необходимо рассматривать исходя из этих ключевых понятий. Методологический анализ взаимодействия традиций и инноваций в образо- вании позволит определить степень влияния взаимодействующих категорий друг на друга и на построение национальной образовательной системы России. Во многих исследованиях последних лет отмечается актуальность идей преемствен- ности и новаторства в педагогике для современного развития педагогической теории и практики, а также прогрессирующая тенденция сближения категорий «традиция» и «инновация» для поиска новых образовательных концепций. Литература 1. Клименко, Т. К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя: Автореф. дис. … д-ра пед. наук / Т. К. Клименко.– Хаба- ровск, 2000. 2. Сластенин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластени- на.– М.: Изд. центр «Академия», 2002.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=