Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 107 Н. Л. Богомазова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ТРАДИЦИЯ И ИННОВАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ Аннотация. В статье рассматривается вопрос о соотношении традиций и инноваций в современном образовании, роли образования, основных его задачах на современном этапе становления России как демократически-правового, экономически и социально развитого государства. Ключевые слова: инновация, традиция, образование, мышление, обучение, воспитание, национальная доктрина, национальная образовательная система России. Обращение к рассмотрению соотношения традиций и инноваций в совре- менном образовании является результатом осознания размаха и динамизма происходящих в современной школе преобразований. Идеология развития ин- новационного мышления завоевывает в образовании большую популярность. Однако не каждая инновация равнозначна прогрессивному развитию, так как это нечто лучшее, а не просто нечто новое. Основные принципы образовательной политики России определены в На- циональной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года и по- лучили своё закрепление в Законе Российской Федерации "Об образовании». Изменения в характере обучения в последнее время происходят в системе глобальных образовательных тенденции. К ним относятся: массовый характер об- разования и его непрерывность, значимость для общества, ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности, адаптация процесса образования к потребностям личности, ориентация обучения на личность учаще- гося, обеспечение возможностей его самораскрытия. Важнейшая черта современ- ного обучения – его направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и принимать активную позицию в обществе. Учебный процесс охватывает следующие типы обучения: "поддерживаю- щее обучение" и "инновационное обучение". "Поддерживающее обучение" – процесс и результат такой образовательной деятельности, которая направлена на поддержание, воспроизводство существующей культуры, социального опы- та. Такой тип обучения относится к традиционному. "Инновационное обуче- ние" – процесс и результат такой образовательной деятельности, которая сти- мулирует вносить инновационные изменения в существующую культуру, соци- альную среду. Такой тип обучения помимо поддержания существующих тради- ций связан с творческим поиском на основе имеющегося опыта и тем самым с его обогащением. Основополагающим направлением инновационных поисков в отечествен- ной педагогической науке является построение новой концепции образования.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=