Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 10 мунальные услуги неимоверно трудно. Снос домов выступает в этом случае как своего рода ultima ratio государства. Однако необходимо отметить, что к этому последнему доводу местные органы прибегают лишь при наличии дополни- тельных факторов: политическая воля местной власти, озлобленность населе- ния, видящего в цыганских домах локальные центры наркоторговли, либо фак- ты массового нарушения общественного порядка со стороны цыган, как это происходило в Плеханово [4]. Снос цыганских домов практиковался и в других регионах (Калининград, Архангельск, Екатеринбург), но плехановский случай поразил общество быст- ротой, неумолимостью и «вежливостью». Пятьсот бойцов ОМОНа оказались настолько убедительны, что цыгане вместо криков и камней начали приносить извинения. Социальные сети позволяют быстро увидеть непосредственную ре- акцию общества на то или иное резонансное событие. Если резюмировать, то снос домов в Плеханово вызвал чувство удовлетворения, но в целом он был расценен как мера явно недостаточная; в отзывах звучали куда более жесткие предложения: депортация… в Сибирь, в Индию, на необитаемый остров. В об- щем – куда угодно, лишь бы подальше от России [19]. Схожие заявления можно было слышать время от времени из уст местных политиков, что неизменно добавляло таким политикам очков в глазах местного электората. Так, Евгений Ройзман, еще в бытность свою Депутатом Государст- венной думы, разослал письма в администрации восьмидесяти девяти субъек- тов Российской Федерации с призывом сносить цыганские дома и высылать отовсюду цыган, используя в качестве предлога тот факт, что практически у всех цыган отсутствуют документы на владение жильем [3, c. 273]. Однако попытка «выдавливания» цыган из того или иного региона ни в коей мере не могла решить проблему. Цыганский табор, который под давлением обстоя- тельств перебирался из Волгограда в Архангельск, спустя несколько лет оказы- вался перед необходимостью покидать Архангельск и уезжать… Куда? Да куда угодно, по мнению архангельских властей – хоть в тот же Волгоград [10, c. 12]. В общем, локальные интересы того или иного города сталкивались с общегосу- дарственной данностью – велика Россия, а депортировать цыган некуда, кроме как в Россию же. Можно сделать вывод, что степень антицыганских настроений в обществе постепенно нарастает. Правозащитные организации бьют тревогу, хотя их го- лоса остаются одинокими, ибо не находят поддержки в обществе [8]. Государ- ство видит в цыганофобии опасность потенциальных этнических конфликтов. Свидетельством этого является появление таких документов, как «Комплекс- ный план мероприятий по социально-экономическому и этнокультурному раз- витию цыган в РФ на 2013–2014 гг.», «Методические рекомендации для орга- нов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов мест- ного самоуправления по работе с цыганским населением» [9], исследование ВЦИОМ об отношении россиян к цыганам [6]. Лейтмотивом всех этих доку- ментов проходят две задачи: не допустить роста экстремизма в отношении цы- ган и добиться их интеграции в российское общество. Однако благие деклара-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=