Университет XXI века: научное измерение 2016

Педагогика и психология образования 99 Качество самостоятельной работы студентов проявляется в их педагогиче- ском мастерстве, в умении творчески использовать на практике эффективную систему методов и средств обучения. Готовность учителя к профессиональной деятельности в качестве обязательных компонентов включает и творческую самостоятельность. Она предусматривает не только владение определенными знаниями, умениями и навыками, но и способность самостоятельно мыслить и действовать в соответствии с задачами, поставленными как в процессе обуче- ния, так и диктуемыми педагогической практикой. Для проявления творческой самостоятельности, а, следовательно – исследовательского подхода к решению нестандартных задач, необходимо, прежде всего, сознательное и прочное усло- вие систем фундаментальных знаний, умений, навыков, характерных для опре- деленного рода деятельности. В то же время необходима и такая организация процесса обучения, которая вызовет потребность в творческом их применении. Дисциплина «Хоровое дирижирование» занимает одно из центральных мест в подготовке учителя музыки, формирует его профессиональные качества, практические навыки управления детским хоровым коллективом, воспитывает хороший художественный вкус, развивает инициативу и организаторские спо- собности, умение самостоятельно мыслить и работать, что особенно важно при обучении без отрыва от работы. Учитывая специфику дирижерской деятельно- сти, можно утверждать, что будущий дирижер – учитель музыки – должен об- ладать специфическими способностями, широкой музыкально-теоретической подготовкой и практическими профессиональными навыками. Перед преподавателями дирижирования стоит задача поиска эффективных способов формирования творческой самостоятельности будущего учителя му- зыки. Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление умений и навыков, полученных в классе хорового дирижирования и развитие творче- ской самостоятельности. Студенты учат наизусть хоровые партии, играют на фортепиано партитуру, анализируют особенности строения произведения, вы- являют исполнительские трудности данного сочинения. Анализ вокально-хоровой партитуры является неотъемлемой частью рабо- ты над вокально-хоровым произведением. Он способствует лучшему усвоению музыкального и литературного текста произведения, выявлению технических, стилистических, вокальных и других особенностей партитуры, определению трудностей, которые могут возникнуть при разучивании и исполнении хором. Стандартный план анализа вокально-хорового произведения может включать в себя историко-стилистический анализ произведения (сведения об авторах му- зыки и текста, жанр хорового произведения (если излагаемое произведение яв- ляется частью более крупной формы (оперы, сюиты, оратории, кантаты), необ- ходимо дать сведения о всем произведении в целом и определить место и зна- чение изучаемого отрывка); анализ литературного содержания: тема, идея, сю- жет, круг образов); музыкально-теоретический анализ (музыкальная форма (структура); ладотональный план; анализ мелодии (тематического материала); анализ гармонического языка; метроритмические особенности; фактура изложе- ния и «хоровая оркестровка»; роль инструментального сопровождения (впроиз- ведениях с сопровождением); вокально-хоровой анализ (тип и вид хора; диапа-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=