Университет XXI века: научное измерение 2016

Педагогика и психология образования 97 – творческие проявления при исполнении (характер звучания и звуковеде- ния, эмоциональность и выразительность игры, логика и гибкость фразировки, степень упрощения текста и т. д.); – точное, грамотное, выразительное, адекватное музыкально-художест- венному образу исполнение партитур для различных хоровых составов с сопро- вождением и без сопровождения в разнообразном изложении (двух-, трех-, че- тырехстрочном); – адекватность реакций на жест дирижера и отдельные приемы мануаль- ной техники (показ вступлений и снятий, пауз и фермат, forte и piano , crescendo и diminuendo , акцентов и колористических приемов, дирижерское решение фраз, отдельных интонаций и т. д.); – распределение внимания на два музыкально-исполнительских действия: 1) работа под жест дирижера; 2) исполнение концертмейстерской партии или совмещение партитуры с аккомпанементом (техника чтения хоровых партитур). Поскольку работа с хором – это совместное исполнение, а хор, дирижер и концертмейстер составляют единое целое, необходимо умение увлечься за- мыслом дирижера, понять и принять его намерения, то есть испытывать во время исполнения не только творческое переживание, но и творческое сопере- живание. Для концертмейстера чуткость во всех ее проявлениях – профессио- нальное качество, которое требует постоянного и пристального внимания в процессе подготовки студента-музыканта к концертмейстерской работе с хо- ровым коллективом, а умения слушать и слышать – одна из важнейших частей профессионального мастерства концертмейстера. Конечно, на процессе работы концертмейстера обязательно отразятся его пианистическое мастерство и аккомпаниаторский профессионализм, умения гибко и точно реагировать на поставленные задачи, показывать на инструменте необходимое звучание и желаемое исполнение и подкреплять их четко, грамот- но и аргументировано сформулированными требованиями и пожеланиями. Но аккомпанемент хору связан и с практикой хорошей психологической совмес- тимости хормейстера-дирижера и концертмейстера-пианиста. Не секрет, что психологическая комфортность в работе во многом определяет и ее творческий результат, творческие достижения. Потому процесс подготовки студента- музыканта к концертмейстерской работе с хоровым коллективом должен вбирать как широкий спектр исполнительских качеств, так и формирование личностных свойств, что позволит получить более убедительные результаты в обучении.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=