Университет XXI века: научное измерение 2016
«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 96 – понимание «языка» дирижерского жеста, чуткость, верность и точность реакции на характер и движения этого жеста, на требования, намерения и твор- ческую волю дирижера; – владение развитыми навыками работы с хоровой партитурой, быстрой ориентацией в нотном тексте и умениями сразу понимать и охватывать наст- роение и характер музыкального произведения; – «объемное» видение всей партитуры сочинения и каждой из партий, как в отдельности, так и в сочетании с другими хоровыми партиями и партией со- провождения; – навыки верного ощущения исполнительской фразировки, логики ее му- зыкального развития и роли в создании музыкально-художественного образа произведения; – навыки практического воплощения особенностей хорового дирижирова- ния, которые реализуются в положении: дирижер – ведущий, концертмейстер («хор») – ведомый; – владение развитыми навыками ансамблевого музицирования и необхо- димыми исполнительскими средствами; – знания хоровой музыкальной литературы и принципов подбора репер- туара, технических и творческих особенностей составления различного типа музыкальных программ для хоровых коллективов и планов репетиционной ра- боты с ними; – ориентацию в содержании учебно-репетиционной деятельности; – умения анализировать результаты проведенной работы, репетиций и вы- ступлений. Особенности, которые отличают работу концертмейстера с хоровым кол- лективом, обусловливают профессиональные качества, связанные с процессом выработки у студента-музыканта навыков по технике чтения партитур и каче- ству их исполнения. Данные навыки будут отрабатываться на определенном репертуаре с тенденциями постоянного усложнения заданий по принципу уменьшения степени идентичности партитуры и аккомпанемента: – партитуры хорального типа; – партитуры гармонической фактуры с развитым голосоведением; – партитуры гомофонно-гармонического изложения с мелодией; – подголосочная полифония; – имитационная полифония; и посредством увеличения «объектов внимания»: – восприятие музыкального и литературного текстов; – соотношение и взаимодействие музыкального и словесного текстов в хо- ровом произведении; – точность реализации нотного текста партитуры (мелодии, инто- нации, гармонии, фактуры, темпа, метра, ритма, формы, штрихов, динами- ки и т. д.); – передача вокального звучания при помощи пианистических приемов (пальцевое legato , исполнительское туше, совмещение двух и более голосов в одной руке, использование технических приемов игры и т. д.);
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=