Университет XXI века: научное измерение 2016

Педагогика и психология образования 95 вокально-хоровых навыков, среди которых певческое звучание, артикуляция и дикция, цепное дыхание, способы звукоизвлечения, мягкая атака звука и др. Кроме того, в ходе подготовки студент должен овладеть особым многоплоско- стным вниманием, которое будет распределяться на игру концертмейстера и на партнеров по ансамблю (хор и дирижер), которые являются главными дейст- вующими лицами процесса вокально-хорового исполнения. Концертмейстер должен помогать дирижеру в расп евании участников хора, предлагая различные виды вокально -хоровых упражнений и задавая чет- кий ритм любому виду занятий. В работе с певческим коллективом многое б у- дет зависеть не только от хормейстера -дирижера, но и от профессионализ- ма концертмейстера, даже в таком деле, как правильный выбор певческих упражнений. Сам же процесс занятий и регулярных репетиций должен играть активную роль в выработке чувства партнерства между концертмейстером и дирижером. Еще одной важной особенностью, отличающей работу концертмейстера с хоровым коллективом от других видов концертмейстерства, является его обя- занность знать основы дирижерской техники и хорошо понимать дирижерские жесты, ведь в хоровом исполнительстве постоянно присутствует координация аккомпанемента сообразно намерениям руководителя хора. Дирижерский жест, мимика, положением головы и корпуса дирижера обладают особой смысловой наполненностью, так как являются источником и единицей исполнительской экспрессии. Содержание музыки является для дирижера источником музыкаль- но осмысленных движений в дирижерской практике, потому студент-музыкант, постигающий азы концертмейстерской работы с хоровым коллективом, должен знать приемы дирижирования с двух-, трех-, четырехдольными сетками, поня- тия «ауфтакт», «точка», «снятие звука», уметь играть «по руке» дирижера, по- нимать суть дирижерских движений и тонкости, связанные с выразительностью исполнения, штрихами и оттенками и т. д. Студент-музыкант должен понимать, что профессионализм работающего с хоровой литературой концертмейстера будет базироваться на значительном комплексе знаний, умений и навыков, который вбирает в себя: – методы освоения вокально-хорового произведения и постижения его му- зыкально-художественного содержания; – знания элементов вокальной техники и творческих аспектов, присущих вокальному искусству; – знания различных типов и видов хоров, организационных структур хора, жанров и форм хорового исполнения; – понимание всех видов, особенностей и компонентов хорового письма и средств хоровой выразительности; – знания тембральной окраски, диапазона и тесситурных «условий» каж- дой хоровой партии; – умения читать хоровые партитуры для различных составов хоров, упро- щать хоровую партитуру или совмещать ее с фортепианным сопровождением; – навыки моделирования хорового звучания и умения представлять и внут- ренне слышать это звучание как отдельно, так и в едином музыкальном целом;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=