Университет XXI века: научное измерение 2016

«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 94 С. В. Егорова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА-МУЗЫКАНТА К КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОЙ РАБОТЕ С ХОРОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ Аннотация. В представленном материале отражены особенности работы концертмей- стера в хоровом коллективе, которые необходимо учесть при подготовке студента-музыканта к профессиональной деятельности в качестве концертмейстера хора. Ключевые слова: концертмейстер, хоровой коллектив, особенности работы с хором, комплекс знаний, умений и навыков хорового концертмейстера. В многогранной и разнообразной концертмейстерской деятельности, имеющей место в работе учителя-музыканта, наиболее «многокомпонентной» является работа с хоровым коллективом. Хор – уникальный природный музы- кальный инструмент, способный воспроизводить самые разнообразные оттенки музыкального звучания от нежного pianissimo до мощного fortissimo . Но, преж- де всего, это – вокально-организованный исполнительский коллектив, звук ко- торого способен развиваться, в то время как фортепианный звук, возникающий в результате удара молоточка о струну, всегда имеет тенденцию к угасанию. Концертмейстер должен соответствовать этому качеству хорового звучания и уметь «пропевать» на фортепиано мелодическую линию. Для этого ему нужно преодолевать молоточковую ударную природу фортепианного звука и все время приближать его к звучанию голоса. Это– один из самых важных моментов в хо- ровом исполнительстве, на который необходимо обратить внимание при форми- ровании у студентов навыков аккомпанирования хоровому коллективу. Концертмейстер, аккомпанирующий хору, должен уметь не только на дос- тойном уровне исполнить фортепианное сопровождение к хоровому произве- дению, но и сыграть саму хоровую партитуру, реализуя при этом индивидуаль- ность каждой хоровой партии, необходимый звуковой баланс внутри гармони- ческой вертикали, соблюдая необходимые для певцов цезуры и возобновляемое в положенных местах дыхание. Концертмейстер должен освоить умение играть партитуру так, чтобы каждый аккорд звучал полно и ровно, чтобы звучание всех голосов в аккорде было равномерным по силе звука. Хотя довольно часто в хоровой многоголосной партитуре требуется более дифференцированно и оп- ределенно озвучить не верхний голос, что часто применяется в фортепианном исполнительстве, а нижний, басовый, как устойчивую основу хорового аккорда. Важной особенностью концертмейстерской работы с хоровым коллекти- вом является его обязанность контроля творческих параметров исполнения, та- ких как интонация, голосоведение, ритмический рисунок, характер вокального звучания, фразировка, певческое слово и др. Для успешного совместного твор- чества с дирижером концертмейстеру важно хорошо ориентироваться в основах

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=