Университет XXI века: научное измерение 2016

Педагогика и психология образования 91 и при обучении могут уточняться и конкретизироваться. В процессе подготовки сотрудников правоохранительных органов на первоначальном этапе пров о- дится детальное изучение личностного развития каждого обучаемого. Для р е- шения этой задачи существует довольно широкий диапазон инструментов: д и- агностик, методик. В результате этого имеются различные возможности при подготовке специальных обучающих программах учитывать комплекс инди- видуально-специфических особенностей обучаемых, благодаря этому сущес т- вует широкий диапазон программ обучения. А при наличии данного инстр у- ментария нет необходимости, чтобы на каждого обучаемого приходился ком- пьютер. Достаточным условием является то, чтобы на каждого обучающегося была заведена база данных, соответствующая его параметрам – условно назо- вем ее «база знаний». В своем труде «Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения» Е. И. Машбиц подчеркивает, что при индивидуализации обучения важным условием является работа с моделью учащегося (нами она была назва- на, «база знаний» об индивидуальных особенностях каждого обучаемого). В процессе обучения сотрудников должны быть учтены данные об основных знаниях, умениях, навыках; внимание уделяется также слабым сторонам учеб- ной деятельности, отражаются устойчивые характеристики познавательных процессов (мышление, память, восприятие), учитываются мотивационные и личностные особенности. Б. М. Теплов отмечал: «Нет ничего более нежизненного и схоластичного, чем идея о том, что существует только один способ успешного выполнения всякой деятельности. Эти способы бесконечно разнообразны, как разнообразны человеческие способности» [5, с. 30]. Это высказывание ученого сейчас осо- бенно значимо, потому что обучающиеся с различными особенностями лично- сти, при стремлении эффективно выполнять учебную деятельность, добиваются этой цели различными путями. Психолого-педагогические исследования пока- зывают, что стихийно складывающийся стиль деятельности нередко не способ- ствует успешной работе, а, напротив, тормозит раскрытие всех возможностей обучаемого. В связи с этим чрезвычайно важна роль преподавателя, который в результате проведенных диагностирований создает индивидуальные «базы знаний» и, опираясь на полученные данные, помогает обучаемым выбирать наиболее оптимальный путь приобретения новых знаний навыков и умений. Необходимый каждому обучающемуся индивидуальный подход возможно осуществить с помощью развитой системы диагностических средств и способов оценки индивидуальности. Поэтому совершенно закономерно то, что в настоя- щее время идет интенсивное внедрение психодиагностических методик в обу- чающий процесс в системе профессиональной подготовки сотрудников право- охранительных органов, что в свою очередь является одним из важнейших ус- ловий «реализации индивидуального подхода к учащемуся внедряется в учеб- ную практику» [2, с. 22]. Внедрение компьютеризации во все сферы человече- ской деятельности в связи с этим приобретает еще одну важную роль как при- обретение нового инструмента диагностических обследований обучаемых. В настоящее время компьютеризация психодиагностических методик развива-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=