Университет XXI века: научное измерение 2016

Пленарное заседание 9 А. А. Клейменов Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого К ПРОБЛЕМЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ДРЕВНИХ МАКЕДОНЯН Аннотация. В статье рассматривается проблема принадлежности жителей Древней Македонии к миру древнегреческой цивилизации. Определяется, что, несмотря на возмож- ность наличия у эллинов и македонян общих этнических корней, последних следует рас- сматривать как особый древний народ, развивавшийся вне рамок полисной цивилизации. Ключевые слова: Македония, Греция, цивилизация, варвары, полис. Влияние Македонии на судьбы государств и народов античной Ойкумены сложно переоценить. Именно ее правители – Филипп II и его знаменитый сын Александр – сумели в кратчайшие сроки создать одну из величайших держав древности, подчинив своей воле вначале Балканы, а затем и обширные азиат- ские пространства от побережья Эгейского моря до Индийского океана. Это обусловило то внимание, которое ученые уделяют различным аспектам истории царства Аргеадов, однако один из важнейших вопросов по-прежнему остается неразрешенным. Это проблема цивилизационной принадлежности македонян, и, прежде всего, возможность их отнесения к миру древнегреческой полисной цивилизации, на чью историю македонские цари-завоеватели оказали столь большое воздействие. Анализируя античную письменную традицию, современные специалисты приходят к выводу о том, что греки классической эпохи считали эллинами только представителей царского дома Аргеадов, относя, в то же время, их под- данных к варварам [16, с. 25; 21, c. 97; 35, с. 19; 39, с. 94]. При этом отмечается, что в греческой среде не было единого ответа на вопрос об эллинстве македон- ских царей, все зависело от выбранной точки зрения или обстоятельств [42, c. 204–205]. Особенно противоречивы сведения «отца истории» Геродота, кото- рый называет македонян потомками дорийцев (I, 56, 3; VIII, 43) и приводит подробный рассказ о происхождении македонской царской династии из Аргоса (VIII, 137–139). Впрочем, Геродот в своей «Истории» также упоминает, что спартанцы открыто называли македонского царя Александра I «варваром» (VIII, 141–142). Согласно общей этнической концепции Фукидида, македоняне располагаются между эллинами и варварами, не являясь настоящими греками [25, с. 84–85; 48, с. 585]. Однако следует отметить, что в ряде случаев этот ав- тор не видит разницы между македонянами и обычными варварами (См. Thuc., IV, 126, 3–6). В дальнейшем убеждение греков в варварской сути македонян лишь укрепилось. Так, Демосфен в своих речах неоднократно называл маке- донского царя Филиппа варваром (См. Dem., III, 16, 20–24; IX, 30–31; XIX, 327). Дело было не только в стремлении знаменитого оратора использовать об- раз варвара в риторических целях, как это отмечается в историографии

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=