Университет XXI века: научное измерение 2016

Педагогика и психология образования 87 тель есть всякое слово, дело и помышление, закону Божию согласное», есть то «истинное и многоценное добро наше, которое ни тлению не подлежит, ни от нас не отлучается; с нами в мире живет, и на оный век отходит, и нас к Богу, высочайшему добру, приводит» [5]. Богатым потенциалом для духовно-нравственного воспитания обладает и русское духовное (православное) искусство как часть православной культуры. Русское духовное искусство – это не только искусство церковное, связанное с верой, но и все творчество, воплотившее в себя дух народности. Русское ис- кусство невозможно отделить от православия, так как оно говорит на особом языке, понятном лишь тому, кто принял православнуюсистему ценностей. Отец Павел Флоренский писал: «...Икона имеет целью вывести сознание в мир духовный, показать тайные и сверхъестественные зрелища» [1, с. 27]. «Древнерусская икона является особым художественным миром, и кто находит доступ в этот мир, тот без труда начинает открывать в нем все новые и новые красоты. Постепенно отвлеченный язык иконы, его символы становятся понят- ными ребёнку и превращаются в его сознании в конкретный художественный образ. С этого момента простое разглядывание иконы уступает место ее пони- манию, для приближения к которому, необходимо уяснить разницу между изо- бражением (предметом) и знаком (символом) в живописи» [6]. Искусство воздействует на душу человека не только своим содержанием, духовной наполненностью, но и средствами выражения. Б. М. Неменский отме- чает: «Искусство развивает необходимые в любых жизненных ситуациях «на- выки души» – тренирует чувства, тренирует эмоционально-ценностные реакции человека на все явления действительности» [2, с. 39]. Чтобы личность испытывала потребность в овладении ценностями право- славной культуры, а сама православная культура оказывала эффективное воз- действие на духовно-нравственное развитие личности, необходимо сформиро- вать основу для воссоздания культуры. Это предполагает глубокое знание тра- диций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди молодёжи с позиций возрождения национальных устоев. Педагогический аспект православной культуры представляет собой возро- ждение и воссоздание православных традиций, приобщение к системе культур- ных ценностей русского народа. Каждый народ не только хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перене- сти их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и са- мобытности. Приобщение новых поколений к православной культуре становит- ся актуальным педагогическим вопросом современности. Таким образом, православная культура может и должна стать источником для обогащения и совершенствования современной системы духовно-нравст- венного воспитания. «Православие способно стать основой для воспитания нравственности, способствуя при этом гармонии душевных сил, так как именно православная культура, этика и эстетика обладают большим воспитательным потенциалом» [6]. Духовно-нравственное воспитание должно основываться на традициях русской культуры, а именно на этике православия как одной из ве- дущих основ культурно-нравственного наследия русского народа.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=