Университет XXI века: научное измерение 2016

Педагогика и психология образования 85 Г. В. Антонова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Аннотация. В статье рассматриваются возможности православной культуры в реше- нии проблемы духовно-нравственного образования и воспитания будущих педагогов; опре- деляется понятие «духовно-нравственное воспитание» через развитие нравственных чувств, становление нравственной воли, побуждение к нравственному поведению. Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, нравственные ценности, нравст- венные чувства, нравственная воля, нравственное поведение, нравственное мировоззрение, нравственный идеал. В современном Российском обществе одной из первостепенных задач я в- ляется духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Совр е- менная отечественная педагогика направлена на восстановление духовных традиций в образовательно-воспитательной среде, обеспечивающих форми- рование целостной личности человека и формирование ее конструктивных от- ношений в социуме. В связи с этим на сегодняшний день одной из приорите т- ных задач является духовно-нравственное образование будущих педагогов, так как именно они в дальнейшем будут осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся. «Сущность духовно-нравственного воспитания заключается в совместном восхождении педагога и воспитанника к обозначенному ими идеалу, освоение будущими педагогами методов и форм духовно-нравственного воспитания как специфической сферы воспитательной рабо ты» [5]. Духовно-нравственное воспитание студентов – это «процесс содействия восхождению к нравственному идеалу через развитие у них: – нравственных ценностей (гуманистических, интеллектуальных, соц и- альных, эстетических, профессиональных), – пробуждение и развитие нравственных чувств (стыда, благодарности, долга, веры, уважения, справедливости, сострадания); – становление нравственной воли (способности к служению добру и пр о- тивостоянию злу, терпение и терпимость, готовности к преодолению жизне н- ных испытаний и противостоянию соблазнам, стремление к духовному сове р- шенствованию); – побуждение к нравственному поведению (послушание, служение От е- честву, соучастие и соделание доброго)» [5 ]. В настоящее время духовно-нравственное воспитание не должно быть представлено в учебном процессе в виде отдельных занятий. Необходимо соз- дание духовной атмосферы в учебном заведении, которая бы « пробуждала желание проявлять нравственные чувства, отражающиеся в нравственном п о-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=